Статья / Религия / Буддизм / О бдительности
О бдительности
О бдительности
Буддизм. Бдительность
Должны внимательно следить за своим умом,
Ибо тем, кто за ним не следит,
Не удастся практиковать неослабно.
2 В этом мире непокорные и безумные слоны 2
Не сумеют причинить столько вреда,
Сколько вырвавшийся на свободу слон моего ума,
Способный низвергнуть меня в ад Авичи.
3 Но, если слон ума крепко-накрепко связан
Веревкой памятования,
Все страхи исчезнут,
А все добродетели сами придут в мои руки.
4 Тигров, львов, больших слонов, медведей,
Змей и недругов всех мастей,
Стражей адских миров,
Дакинь3 и ракшас -
5 Всех можно укротить,
Укротив лишь свой ум.
Всех можно покорить,
Покорив лишь свой ум 4 .
6 Ибо Проповедующий Истину5 молвил:
«Все страхи,
А также все беспредельные страдания
Берут начало в уме».
7 Чей злой умысел породил Орудия [пыток] ада?
Кто создал твердь из раскаленного железа 6 ?
И откуда взялись все эти женщины 7 ?
8 Мудрый сказал, что все это -
[Порождение] порочного ума.
И потому во всех трех мирах,
Кроме ума 8, нечего опасаться.
9 Допустим, что парамита даяния 9 заключается в том,
Чтобы избавить существ от нищеты.
Однако мир по-прежнему беден.
Зачем же тогда упражнялись в ней
Будды древности?
10 Сказано, что парамита даяния
Это готовность отдать другим все
Вместе с плодами [этого совершенства].
Следовательно, это не что иное, как состояние ума.
11 Где спрятать [всех] рыб и других существ,
Дабы уберечь их от убиения?
Помысел об отказе [от пагубного]
Называют парамитой нравственности 10.
12 Число враждебных существ неизмеримо, как пространство.
Их всех одолеть невозможно.
Но, если победишь гнев, -
Покоришь всех врагов 11.
13 Где нашел бы я столько кожи,
Чтоб покрыть всю земную твердь?
Простая кожаная подошва моих башмаков -
И вся земля покрыта 12.
14 Подобно этому, не под силу мне
Подчинить себе ход событий,
Но, если сумею я покорить свой ум,
Разве будет нужда покорять что-то еще?
15 Действия тела и речи при ущербном уме
Не приведут к рождению в мире Брахмы,
Что достигается лишь развитием
Глубокого сосредоточения 13.
16 Знающий Истину изрек:
«Даже долгое чтение мантр и умерщвление плоти
Не принесут плода,
Если ум отвлечен на нечто иное 14 ».
17 Те, кто не постиг тайну ума -
Высшую суть Дхармы15,
Будут блуждать бессмысленно и бесцельно
В поисках счастья и избавления от страданий.
18 А раз так,
Держи в узде и зорко стереги свой ум.
Ибо, если за ним не следить,
Что толку в исполнении иных обетов?
19 Как укрывал бы я свою рану
В гуще взбудораженной необузданной толпы,
Так же должен я беспрестанно оберегать уязвимые места ума
Среди дурных людей.
20 В страхе слегка задеть свою рану
Я с нее не спускаю глаз.
Отчего же тогда не забочусь я об уязвимых местах своего ума
В страхе, что горы ада его раздавят16 ?
21 И если я стану так жить,
То в окружении женщин
И в обществе недобрых людей
Буду я по-прежнему усердно соблюдать обеты.
22 Уж лучше лишиться богатства,
Утратить почести, тело,
Средства к существованию и все остальное,
Чем потерять добродетельный настрой ума 17.
23 О вы, желающие держать в узде свой ум,
Молю вас, сложив ладони у сердца:
Всеми силами сохраняйте
Памятование и бдительность 18!
24 Человек, пораженный телесным недугом,
Ни на что не способен.
Подобно этому, ум, лишенный этих двух [качеств] 19,
Не в силах ничего совершить.
25 Все, что постиг небдительный ум
В ходе слушания, осмысления и медитации,
Не удерживается в памяти,
Как вода - в треснувшем сосуде.
26 Даже те, кто обладает обширными знаниями,
Верой и редким упорством,
Запятнают себя пороками,
Если утратят бдительность.
О бдительности
|
Статья / Религия / Буддизм / О бдительности
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|