all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Непостоянство

Непостоянство


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:34
Непостоянство


(Нет голосов)
565 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Непостоянство



Непостоянство. Разъяснение Сутры Сердца


все дхармы отмечены пустотой;
они ни рождаются, ни разрушаются,
ни чисты, ни нечисты,
ни растут, ни убывают.

...Сутра говорит здесь о трёх двойственных парах – рождаются и разрушаются, чистые и нечистые, растут и убывают – чтобы выразить смысл пустоты. На самом деле, Сутра Помоста [Хуэйнэна] говорит о тридцати шести двойственных парах, но эти три представляют все подобные двойственности.

Обычные люди видят существование в понятиях постоянства или непостоянства, чистоты или нечистоты, обретения или потери. В частности, мы ищем постоянства и прилагаем большие усилия для сохранения того, что нам нравится. И мы хотим, чтобы вещи оставались чистыми, и чтобы хорошее всегда увеличивалось или, по крайней мере, не убывало. Рассудочно мы знаем, что всё живущее в конце концов умирает, что рядом с чистотой – нечистота; что обретение и потеря идут рука об руку. Мы знаем, что смерть неизбежна, но продолжаем надеяться, что она не случится. Например, мы поздравляем семью с новорожденным, но, когда кто-то умирает, мы выражаем не поздравления, а соболезнования.

И наоборот, есть такие, кто воплощает отрицательное отношение. Когда они видят новорожденного, то могут сказать: «О, как жаль! Ещё один родился, кто скоро умрёт!» Вместо восхищения красотой расцветающего цветка они предвосхищают его увядание; они видят смерть и гниение во всём. Вместо купания в тепле солнечного дня они говорят: «Зачем быть счастливым? Дождь пойдёт достаточно скоро». Глядя на свежесть юности, они видят только будущие морщины. Такие люди могут быть в значительном меньшинстве, но у нас у всех иногда бывает такое отношение. Многие люди говорили мне, что мои усилия в строительстве монастыря Гора Барабан Дхармы на Тайване будут тщетны, и что когда я умру, он развалится. Хотя это может быть буквально истинным, это выражает отрицательное мировоззрение и разновидность неведения.

Сын одной из моих учениц умер, и, много лет спустя, она всё ещё страдает. Она просила меня помочь, и я сказал ей, что все вещи приходят и уходят и, в конце концов, она тоже умрёт. Её единственный вопрос был о том, увидит ли она сына после своей смерти, и она хотела знать, даст ли ей медитация способность связаться с сыном. На затворничествах, в личных беседах, это был её единственный вопрос. Это пример неведения. Родителям трудно наблюдать смерть своих детей. Действительно, когда они сами будут на пороге смерти, они тоже не захотят идти. Страх собственного конца – одна из великих тревог, лежащих в сердце нашего бытия.

Взгляды на непостоянство
Не цепляться за отрицательное или положительное – правильная Буддадхарма. Причина, по которой мы теряем надежду, когда сталкиваемся с неудачей, и перевозбуждаемся при встрече с успехом – в том, что мы не можем отпустить собственную важность. Всё, чего мы не можем отпустить, становится препятствием. Буддадхарма поддерживает осознание действительности данного мига, а потом его отпускание. Молодой человек ещё не стар; старый человек ещё не мёртв. Работайте с тем, что у вас есть, и не сопротивляйтесь перемене. Понимание, что каждый миг ваша жизнь – на самом деле, вся вселенная – это динамический процесс рождения, роста, упадка и смерти, поможет ослабить вашу привязанность к себе. В свою очередь, вы будете отважны в принятии трудностей, собраны при встрече с успехом и самоотвержены при исполнении своих обязанностей.

«Ни рождаются, ни разрушаются» относится не только к физическому рождению и смерти, но и ко всем явлениям. Все вещи начинают разрушаться, придя в существование – ничто не остаётся неизменным. Однако эта истина не обязана приводить нас в уныние; нам не нужно позволять неизбежному парализовать нас. Как только мы родились, наше тело начинает процесс умирания, но тем временем мы можем использовать своё тело, пока присутствует жизнь.

Мы можем применять это отношение ко всем своим взаимодействиям – всё, с чем мы сталкиваемся, тоже переживает рождение и смерть. С точки зрения чувствующих существ, промежуток между рождением и смертью, который мы называем жизнью, это наш смысл «ни рождения, ни смерти». Рождение и смерть пронизывают всё, чем мы являемся и что делаем; поэтому для нас они существуют. Когда мы просветлены, нет рождения и смерти. Просветлению присущ обширный взгляд, и во времени, и в пространстве. Во времени, все явления возникают и исчезают беспрестанно. Если всё вечно в подъёме и падении, можем ли мы когда-нибудь сказать, что что-то здесь или ушло? Пространственно, вблизи вещи могут казаться приходящими и уходящими, но с большого расстояния – скажем, из другой галактики – действительно ли они идут куда-то? Основной принцип физики гласит, что материя и энергия не могут быть созданы или разрушены, а только преобразованы.

Непостоянство
 Статья / Религия / Буддизм / Непостоянство
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:34

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...