all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Карма в буддизме

Карма в буддизме


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:33
Карма в буддизме


(Нет голосов)
353 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Карма в буддизме



Карма в индо-тибетском буддизме



Крупные европейские исследователи (например, О.О. Розенберг и Ф.И. Щербатской) отмечали бесперспективность попытки написать историю буддизма по аналогии с историей христианской церкви. Зачастую уникален и механизм проникновения буддийских воззрений в иные культурные среды. Проникали поначалу именно философские воззрения и техники духовных упражнений. В Китае, например, Будду долгое время считали переселившимся в Индию Конфуцием – при полном согласии с этим пришлых буддийских миссионеров. Кроме того, развитие буддийских религиозно-философских воззрений и духовных культов сильно разнится с распространённым в европейской науке воззрением о смене политеистических верований монотеистическими в прямой зависимости от запросов развивающегося феодального общества. Переложение данной схемы на Тибет было бы не только недопустимым упрощением действительности, но оно не смогло бы вместить в себя самой идеи средневекового тибетского общества, что означает его несостоятельность.

Каковы особенности проникновения буддизма в Тибет? Прежде всего, тибетский буддизм – это буддизм махаяны, опирающийся в своих онтолого-гносеологических построениях на философские школы читтаматры
(виджнянавады) и мадхьямики, а в области этики – на особое религиозное устремление – освободить от страданий всех живых существ. Наряду с религиозно-философскими воззрениями махаяны в Тибет активно проникают и различные техники йоги, сопровождаемые многочисленными религиозными культами. Е.Д. Огнева в статье « Буддизм в Тибете» (словарь буддизма) отмечает, что в процессе своего формирования тибетский буддизм видоизменяет культы и ритуалы древней религии Тибета бон, воспринимает институт оракулов, театрализованное действо цам, отд. обряды, местные божества и т. д.

Тибетская традиция относит начало проникновения буддизма в страну ко времени полулегендарного правителя Лхатхотхори (2 в. н. э.). При царе Сронцензангпо (620—649) буддизм становится государственной религией. В правление царя Тисрондецена (775—797) приглашаются индийские проповедники Камалашила, Шантаракшита, Падмасамбхава (основатель школы Ньингмапа); в это же время (779) строится Самье — первый буддийский монастырь, где происходил знаменитый диспут между Камалашилой и Хэшаном, китайским монахом, последователем школы чань, исход которого определил дальнейшее развитие буддизма в Тибете по индийскому образцу. После гибели царя Ралпачана (815—838) буддизм приходит в упадок. С 10—11 вв. при поддержке феодальных семейств Западного Тибета начинается новый период распространения буддизма, продолжавшийся и в 12—13 вв. Он характеризуется формированием новых школ: Сакьяпа, Кагьюдпа и ряда менее крупных. Отличие одной школы от другой выражается в разных традициях устной передачи основной доктрины школы, правилами совершения служб и ритуалов, обрядности, составом пантеона. Активизация буддизма сопровождалась приглашением новых проповедников, в их числе – Атиша, чьё учение стало базовым для школы Кадампа, а также новых переводов сутр и тантр, создания комментариев к ним. В 14 в. весь комплекс буддийской переводной литературы кодифицируется в канон — Ганджур и Данджур знаменитым ученым Будоном. В начале 15 в. при содействии проповедника и учёного Цзонхавы возникает школа Гелугпа, учение которой к середине 17 в. определило теократическую форму правления в Тибете, существование институтов Далай-ламы, тулку и т.д.

Среди остальных тибетских школ самая новая – Гелуг – помимо того, что она превратилась в официальную правительственную организацию, характеризуется наиболее пространной разработанностью и чёткой систематизированностью собрания своих религиозно-философских текстов. Философские воззрения, зафиксированные в переведённых на тибетский язык работах индийских классиков махаяны, таких как Нагарджуна, Чандракирти, Асанга, Васубандху, Атиша и целый ряд других известных философов изучаются в этой школе в курсе монастырского образования. Классические тексты сопровождает обширный корпус комментариев на них и оригинальные работы тибетских философов. Центральное положение в школе Гелуг занимают работы её отца-основателя Цзонхавы, из которых наиболее известно его переведённое на русский язык сочинение «Ламрим ченмо», или «Большое руководство к этапам пути пробуждения». Основываясь на системе воззрений индийского наставника Атиши, автор систематизированно излагает в данной работе всю систему религиозно-философской теории махаяны, делая особый упор на практическое осуществление религиозной практики в данном русле. Настоящая работа опирается главным образом именно на это фундаментальное сочинение, а также на ряд других доступных на русском языке сочинений и исследований.

Карма в буддизме
 Статья / Религия / Буддизм / Карма в буддизме
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:33

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...