all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Дзен и сострадание

Дзен и сострадание


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:32
Дзен и сострадание


(Нет голосов)
514 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Дзен и сострадание



О сострадании



В Сутре Помоста Шестого Патриарха есть строка, говорящая

Нет хорошего; нет плохого.

Это значит, что, когда смотришь на случившееся в прошлом, и на то, что происходит прямо сейчас, не говоришь: "Мне нравится это", или "Мне не нравится то".

"Нет хорошего; нет плохого" не значит, что нет хорошего или плохого, правильного или неправильного в мире. Это значит, что, когда встречаешься с хорошим, не порождаешь ум жажды; когда встречаешься с плохим, не порождаешь ум ненависти. Это состояние ума, что ни цепляется к хорошему, ни отшвыривает плохое -- это чань.

Например, возьмём эти цветы. Некоторые люди смотрят на них и говорят: "О! Жёлтые цветы! Мне нравится!" Другие могут сказать: "Мне не нравятся жёлтые цветы, я люблю белые. Как это у них нет белых цветов?"

Когда вы смотрите на явления, что за реакция возникает в вашем уме? Вы можете замечать, что у вас часто бывают подобные эмоциональные реакции; такие случаи -- это не мудрость. Мы не можем сказать, что это омрачение, но это своего рода привязанное к "я" знание или суждение -- и это не мудрость.

Ещё один пример. Здесь, прямо сейчас, у меня на самом деле много одежды под рясой. Когда я выходил из Чаньского Медитационного Центра в Квинсе сегодня днём, мой ученик сказал: "Шифу, нынче вечером очень холодно. Наденьте больше одежды". Так что я надел всю эту одежду, и теперь мне по-настоящему жарко, и я хочу снять её. И что происходит? Если я сижу здесь, думая: "Мне таки жарко, и я хочу снять эту одежду, но это неприлично"... -- тогда это проблема. Если я просто сижу здесь и думаю: "Мне жарко. Надо снять эту одежду", и попросту делаю это, то это не проблема. Это не противопоставление или суждение, это просто реальность -- как есть. Нет проблем.

(Шифу снимает рясу, снимает некоторую одежду, и снова надевает рясу. Смешки в зале.)

Итак, что я сейчас сделал -- причинило это вам кучу страданий? Мне это определённо принесло кое-какую радость -- поскольку мне было жарко, а сейчас я снял эту лишнюю одежду. Когда мне жарко и нужно снять одежду, я снимаю её, а когда холодно и нужно больше одежды, я надеваю её -- это [и есть] чань.

Иногда я вижу джентльменов в костюмах и при галстуках. Они выглядят очень мило и прилично, но иногда им становится слишком жарко, и вы видите их сплошь потеющими, пот капает с головы, и они всё ещё думают: "Нет, я джентльмен, я не могу ослабить галстук или снять пиджак. Это было бы невежливо". Точно так же, как не очень правильно для монаха снимать одежду перед слушателями. Может быть, мне следовало просто сидеть здесь, жарясь всё больше и больше.

Если бы я думал так, это не было бы действием Чаньского Мастера. Как Чаньский Мастер, если я хочу снять некоторую одежду, я снимаю её. Если мне нужно добавить одежды, я надеваю её. Я просто делаю то, что нужно сделать, чего требует ситуация.

Однажды ко мне пришла женщина со своим маленьким мальчиком, 5 или 6 лет, очень возбуждённая, и хотела, чтобы её малыш подошёл и выразил мне почтение. Она всё повторяла: "Поклонись Мастеру Шен Яню". Вместо этого малыш стал плакать и писать в свои штаны. Женщина ужасно смутилась: её сын полностью опозорил её перед Мастером. Я сказал ей: "Ваш сын не опозорил вас. Для детей нормально плакать, и нормально писать -- он просто делает то, что нужно сделать. На самом деле, вы опозорили себя, потому что это вы думали: "Моему сыну не полагается плакать перед Мастером Шен Янем; моему мальчику не полагается писать перед Мастером Шен Янем!" -- и вы почувствовали себя опозоренной; а то, что сделал он, было совершенно естественно для него".

Теперь я хотел бы поговорить о сострадании. Чтобы обладать состраданием, нужно обладать мудростью. Если есть мудрость, то не будешь порождать эмоциональные недуги, встречаясь в жизни с трудными или проблемными ситуациями. Будет не так много движений в уме, или подъёмов и спадов в эмоциях, так что точка зрения не будет полна суждений типа "Это таки хорошо" или "Это таки плохо".

Дзен и сострадание
 Статья / Религия / Буддизм / Дзен и сострадание
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:32

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...