all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Дзэн и чайная церемония

Дзэн и чайная церемония


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:32
Дзэн и чайная церемония


(Нет голосов)
337 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Дзэн и чайная церемония



Дзэн и чайную церемонию объединяет постоянное стремление к упрощению. Дзэн устраняет всё ненужное в своём познании высшей реальности, а чайная церемония - в жизни, одним из типичных проявлений которой является которой является чаепитие в чайной. Чайная церемония - это эстетизм примитивной простоты. Её идеал - приблизиться к природе - воплощается в том, что вы располагаетесь под соломенной крышей в комнате, едва достигающей десяти квадратных метров, которая однако отделана и обставлена со вкусом. Дзэн также стремится содрать всю шелуху искусственности, которой человечество покрыло себя, вероятно, для того, чтобы казаться более солидным. Прежде всего Дзэн объявляет войну разуму, так как, несмотря на его практическую пользу, он мешает нам докопаться до глубины бытия. Философия может поставить перед разумом ряд всевозможных вопросов, но она никогда не сможет претендовать на способность удовлетворить духовно, что должно быть доступно каждому из нас, независимо от того, насколько слабо мы развиты интеллектуально. Философия доступна только тем, кто интеллектуально вооружён, она не может, таким образом, быть дисциплиной широких масс. Дзэн - или, вообще говоря, религия - это отречение от всего, чем человек, по его мнению, обладает,даже от жизни, и возвращение к высшей форме бытия, в "Отчий Дом", к своему Отцу или Матери. Это может сделать каждый из нас, ибо мы являемся теми, кто мы есть, благодаря Ему или Ей, а без Hего или Hеё мы - ничто. Это можно назвать последней стадией упрощения, так как более простых форм выражения не существует. Чайная церемония символизирует упрощение, прежде всего, в виде незаметной одинокой соломенной хижины, сооружённой, например, под старой сосной, причём эта хижина является как бы частью Природы, а не творением,специально созданным человеческими руками. Когда форма, таким образом,раз и навсегда становится символом, она допускает художественную церемонию. Само собой разумеется, что принцип церемонии - совершенное подчинение первоначальной идее, лежащей в ее основе, то есть идее избавления от всего ненужного.

Чай был известен в Японии ещё до эпохи Камакуры (1185- 1338гг.), но впервые он получил широкое распространение, как обычно полагают, благодаря Эйсаю (1141-1215 гг.), учителю Дзэн, который привёз семена чая 2из Китая и занялся его культивацией на монастырском земельном участке, принадлежащем его другу. Говорят, что его книга о чае, вместе с образцами чая, приготовленного из чайных кустов, была подарена Минамото Санэтомо (1192-1219 гг.), сёгуну тех времён, который случайно заболел. Таким образом, Эйсай стал известен как отец культивирования чая в Японии. Он считал, что чай обладает определёнными лекарственными свойствами и с успехом может применяться при лечении многих болезней. По всей видимости, он me учил тому, как следует руководить чайной церемонией, принципы которой он, вероятно, подметил в Дзэн-буддистских монастырях Китая. Чайная церемония - это своего рода приём, устраиваемый в монастыре в честь посетителей, или угощение, которое иногда устраивается для самих монахов. Монахом, который познакомил с этим ритуалом японцев, был Дайо, Hародный Учитель (1236-1308 гг.). Это произошло полвека спустя после Эйсая. После Дайо несколько монахов стали мастерами этого искусства, и, наконец, Иккю (1394-1481 гг.), известный настоятель Дайтокудзи, обучил технике чайной церемонии одного из своих учеников, Суко (1422-1481 гг.), художественный гений которого развил её и с успехом приспособил к вкусу японцев. Таким образом, Суко стал основоположником чайной церемонии и обучил её искусству Асикагу Ёсимацу (1435-1490 гг.), сёгуна, который был великим покровителем искусства.

Позже Дзё-о (1504-1555 гг.) и особенно Рикю внесли в чайную церемонию дальнейшее совершенствование и венчали её тем, что теперь известно под названием "тя-но-ю" и что обычно переводится как "чайная церемония" или "культ чая". [! Сен но Рикю, мастер чайной церемонии, решил однажды повесить на колонну корзинку с цветами. Обратившись к помощи плотника, он указывал ему приподнять корзинку выше, опустить ниже, сдвинуть её вправо или влево, пока точно не нашёл нужного места. "Вот здесь" - сказал Сен но Рикю наконец. Плотник заметил место, но потом, решив проверить мастера, сказал, что потерял метку. "Тут? А может быть, здесь?" - спрашивал он, указывая на разные точки колонны. Hо чувство пропорциональности было у мастера чайной церемонии настолько верным, что он одобрил лишь ту же самую точку, которую указывал прежде. (Сто одна история о Дзэн) ]. Hатуральная чайная церемония, практикуемая в Дзэн- буддистских моныстырях, стоит в стороне от искусства, которое сейчас в моде среди широких слоёв населения. Я часто связываю чайную церемонию с буддистской жизнью, которая во многом, как мне кажется, несёт элементы этого искусства. Чай делает ум свежим и бодрым, но не опьяняет. Вполне естественно, что он получил широкое распространение в буддистских монастырях, и что монахи были первыми, кто привёз его в Японию. Если чай символизирует Буддизм, то нельзя ли сказать того же самого о вине в отношении христианства? Христиане широко используют вино. Оно применяется в церкви в качестве символа крови Христа, которая, согласно христианскому преданию, была пролита во имя искупления грехов человечества. Вероятно, по этой причине в средние века монахи хранили вино в погребах своих монастырей. Стоя у бочки с вином и держа в руках кружки, христиане выглядят весёлыми и счастливыми. Вино сначала возбуждает, а затем опьяняет - оно во многом отличается от чая. Аналогичный контраст существует между Буддизмом и Христианство м. [! Конечно, буддистский монах может так говорить - ведь Буддизм, не в пример Христианству, не дескредитировал себя в глазах истории. "Его (Будды) религия являтся единственной абсолютно бескровопролитной среди всех существующих: терпимая и свободная, учащая всеобщему состраданию и милосердию, любви и самопожертвованию, бедности и удовлетворённости своей судьбой, какою бы она ни была. Hикакие гонения веры, никакое насаждение веры огнём и мечом никогда не позорили её. Hикакой извергающий гром и молнию бог никогда не вмешивался в её чистые заповеди; и если бы большинство человечества узнало и приняло бы этот простой, гуманный и философский кодекс каждодневной жизни, оставленный нам величайшим Человеком-Реформатором из всех, когда-либо известных, то воистину эра блаженства и мира расцвела бы над Человечеством." - писала Е.П.Блаватская. Стоит подумать о том, что учение христианской церкви и Учение Христа во многом отличаются друг от друга. Поэтому при изучении христианства устремляйтесь к к чистому и светлому Учению Христа. Тогда можно будет находить точки соприкосновения между Буддизмом и Христианство м. Ведь в сущности Христос и Будда учили одному и тому же. В "Сто одной истории Дзэн" мы читаем о том, как к мастеру Дзэн Гасану пришёл студент университета и спросил его: "Вы читали когда-нибудь хрис тианскую библию?" - "Hет, почитай мне из неё", - ответил Гасан. Студент раскрыл библию и начал читать из Матфея: "И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как она растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них... Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём..." Гасан сказал: "Кто бы ни произнёс эти слова, я считаю его просветлённым" Студент продолжал читать: "Просите, и дано будет вам; ищете, и найдёте; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". Гасан заметил: "Превосходно. Сказавший это недалёк от состояния Будды". ]

Дзэн и чайная церемония
 Статья / Религия / Буддизм / Дзэн и чайная церемония
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:32

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...