all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Четыре Благородные Истины

Четыре Благородные Истины


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:32
Четыре Благородные Истины


(Нет голосов)
274 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Четыре Благородные Истины



О природе вещей


Толкуя Четыре Благородные Истины более или менее широко в зависимости от умственных способностей слушателей, Будда использовал этот предмет как схему для обучения в последующие сорок пять лет. Хотя слова в них подобраны так, чтобы привлекать в основном эгоцентристов, они продолжают оказывать влияние на все буддийские школы. И поскольку вопрошающие умы Запада сегодня - это будущее Буддизма, именно они естественным образом будут получать от него пользу, - то вполне разумно, если наша интерпретация Истин будет рассчитана именно на них, а не на тех людей, к которым эти поучения были обращены изначально.

Уже первым словам Будды, "Есть страдание ", требуется хорошее разъяснение. Впервые встречаясь с этой цитатой, не многие находят, что она поднимает настроение.

В то время как религии веры преподносят себя, заявляя, что их бог единственный или самый сильный, или что месть Аллаха "беспощадна и неотвратима ", - буддийский подход не позволяет слабым людям почувствовать себя частью чего-то большого.

Но тут есть над чем поразмыслить, и тогда первые слова Будды укажут на безграничное счастье. Каким же образом? Почти все забывают об относительном характере своих переживаний: о том, что они зависят от ситуации, вызвавшей эти переживания, и от уровня восприятия. Двадцать лет в качестве ламы показали мне, что люди очень хорошо знают свои изменчивые чувства и всегда верят в реальность того, что в данный момент показывает их внутренний экран. Такая тенденция не зависит от интеллекта. Людям вряд ли нужен Будда, чтобы они услышали, что дни бывают приятными и не очень. Но Будда нужен каждому, чтобы мы смогли увидеть то, чего не знаем или очень легко не замечаем: без него мы упускаем зеркало за отражениями - необусловленное состояние осознавания, высшую радость, которая неотделима от полного функционирования ума.

Итак, это положение дел - "Есть страдание " - распространяется на всё непросветлённое существование. По сравнению с постоянной свежестью вневременной игры ума всё остальное предстаёт попросту мелким. Для того, кто знает свет безграничного пространства, малы даже самые прекрасные обусловленные ощущения - ведь океан полноценнее самой замечательной волны.

Поэтому первая из Четырёх Благородных Истин Будды не пессимистична, как может показаться на первый взгляд. Свидетельство того, что природа неразрушимого ума совершеннее всего, что мы когда-либо переживали, делает нас бесконечно богатыми.

Второе заявление Будды, "У страдания есть причина ", также требует взвешенной оценки. Что может быть причиной всех страданий, от самой острой боли до лёгкой скуки или расстройства? - Только не принцип абсолютного зла или дьяволы двойственных "религий веры ". Закон действия и противодействия функционирует всегда, и нечто абсолютно злое обречено на саморазрушение.
Будда знает только одного глобального преступника: изначальное неведение непросветлённого ума. Функционируя подобно глазу, непросветлённый ум ощущает события снаружи и внутри, но не самого себя. Эта неспособность осознавать видящего, видимое и акт видения как обуславливающие друг друга части одного целого - и есть его неведение. Каждый может проверить сам, сколько преходящих объектов, ситуаций и состояний ума можно осознавать и даже серьёзно к ним относиться, и при этом совсем упускать из виду вневременную суть, воспринимающую всё это, и не иметь о ней никакого представления.
Эта неспособность непросветлённого ума распознать себя и является источником обусловленного мира и причиной всех страданий.

Вследствие ошибочного функционирования ума возникает иллюзия разделённости и двойственное видение. Хотя нет ничего постоянного или непрекращающегося ни внутри, ни снаружи, - пространственная природа ума, видящий, определяет себя как "я ", а то, что появляется в этом пространстве, становится "вами " или "чем-то отдельным ". Несмотря на то, что все плоды сошедшихся условий постоянно изменяются и не существуют сами по себе, сила привычки и грубость чувственных впечатлений заставляют непросветлённых существ верить в то, что все явления реальны.

Разделение на "меня " и "вас ", на "здесь " и "там " вызывает возникновение мешающих чувств.
Возникает привязанность к тому, чего хочется, и антипатия по отношению к тому, что кажется неприятным. Привязанность влечёт за собой жадность: мы хотим удержать то, что нам нравится; а отвращение становится завистью: мы не хотим видеть счастливыми тех, кто нам не по душе.

Четыре Благородные Истины
 Статья / Религия / Буддизм / Четыре Благородные Истины
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:32

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...