all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Харизма Будды

Харизма Будды


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:31
Харизма Будды


(Нет голосов)
311 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Харизма Будды



Харизма Будды и генезис буддийской общины



Понятие харизмы изучается в социологии и политологии, особенно значимы здесь труды М. Вебера. По-видимому, в буддологии изучение личности Будды в его аспекте влияния на своих последователей еще не стало серьезной исследовательской темой.

Слово «харизма» – греческого происхождения, и этимология его указывает на обретение некоей милости, благодати, божественного дара. Обобщая все множество коннотаций, связанных с этим понятием, мы могли бы сказать, что харизма имеет три значения. Первое указывает на существование некоей универсальной силы, второе – на личную энергию конкретного лица, события или вещи, третье – на впечатление, воздействие оказываемое на нас этой харизматической личностью и т. д. Именно в своем последнем значении понятие харизма обычно используется в повседневности. Впрочем, все эти три значения можно объединить, и тогда оказывается, что харизма – это универсальная космическая или божественная сила, проявляемая в том или ином аспекте в конкретном индивиде (событии, предмете) и оказывающая воздействие на кого-либо или на что-либо. Ключевым здесь выглядит именно первое значение, второе вытекает из него, а третье – из второго. Применительно к нашей теме окажется, что эти три значения в целом соответствуют таким основным маркерам буддийской культуры, как триратна, или троевидная драгоценность: Дхарма – Будда – сангха.

Можно предположить, что вселенную пронизывают невидимые и неведомые (на обыденном уровне) силовые, энергетические потоки. Возможно также, что эти силы имеют информационный характер, и овладение ими или прикосновение к ним приоткрывает завесу над загадками бытия и мира. Рационально доказать существование подобных феноменов (или, лучше ноуменов) вряд ли возможно, при обращении к ним мы неизбежно оказываемся в рамках иррационального субъективизма и мифологии. Но в качестве предположения их принять допустимо.

Харизма классифицируется по нескольким основаниям. Так, бывает харизма концентрированная и рассеянная, хронологическая и топологическая, личная и безличная, кратковременная и долговременная, врожденная и приобретенная, спонтанно обретаемая и обретаемая в ходе долгих духовных поисков и т. п. Например, в случае пространственной локализации, харизмой наделяются определенные топосы (места), а также то, что располагается на них. Харизматичность мест, а тем самым и их сакрализация, во многом позволяет объяснить феномен паломничества. В случае же хронологической локализации, харизмой наделяются некоторые фазы развития того или иного института, события, лица и пр. Это значит, что концентрация харизмы и ее ослабление вплоть до полного исчезновения следуют друг за другом как ступени единого процесса.

В своем изложении мы не будем проводить водораздел между «историческим» и «мифологическим» Буддой в силу полной бесперспективности подобного занятия. Для Индии во многом характерно пренебрежение к четкому, дискурсивному описанию исторических событий и персон, с привязкой к определенным датам. Чем более значителен (харизматичен) тот или иной деятель духовной культуры, тем больше шансов на то, что он окажется окутанным облаками всевозможных мифов и легенд, полностью скрывающими скудное историческое зерно. Уже на грани истории и мифологии оказывается само пробуждение Будды. Поэтому мы выбрали иной вариант изложения, постаравшись представить Будду как «образ Будды», не вычленяя в нем конкретные исторические штрихи и только отбрасывая наиболее сказочные элементы. Последние, впрочем, оказываются полезными для нас в том плане, что они служат доказательством значимости носителя харизмы: легенды не создаются на ровном месте, они воспевают того, кто чем-то поразил воображение авторов этих легенд. Несомненно, это «поражение» воспоследовало в результате столкновения с Буддой как с харизматической фигурой. И еще: обилие мифологических элементов в житии Будды до его реального получения харизмы свидетельствует о транспозиции, наложении того впечатления, которое было оказано на буддистов их знакомством с личностью Будды.

Естественно, что лицо, обретающее харизму, должно быть каким-то образом к этому подготовлено, в противном случае мы все изначально были бы харизматиками. Если говорить о Будде, у него имелось два уровня подготовленности. Во-первых, определенные задатки с детства, от природы. Детство и юность Будды исторической реконструкции вряд ли подлежат, мифы же рисуют его уже в это время харизматической персоной. Можно предположить, что Будда, точнее, Сиддхартха Гаутама, в этот период вряд ли чем-то существенным выделялся среди своих сверстников и тем более среди более старшего поколения. Скорее он был просто первым среди равных, – скажем, в осанке и в манере говорить, в смышлености, постижении наук, которые необходимо было изучить кшатрию, в смелости и т. п., – чем безраздельно господствовавшим духовным владыкой, каким он рисуется позже. Тем не менее, имея определенные задатки, Будда был от природы предрасположен к получению харизмы. Во-вторых, Будда готовился к этому решающему событию в своей жизни специально, пройдя в течение нескольких лет различные виды духовных тренировок, начиная со своего визита к Араде Каламе. Если на первом уровне Будда – это еще человек по имени Сиддхартха Гаутама, член коллектива, мирянин, находящийся в самой гуще общественных отношений, то на втором этапе это уже асоциальный человек, маргинальный с точки зрения общественного большинства.

Харизма Будды
 Статья / Религия / Буддизм / Харизма Будды
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:31

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...