all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Буддизм Японии

Буддизм Японии


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:31
Буддизм Японии


(Нет голосов)
543 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Буддизм Японии



О буддизме Японии



Я хотел бы предложить вам такой план. Поскольку тема необычайно широкая, то сначала я бы хотел услышать от вас, в той форме, в которой вы это сформулируете, какие-то вопросы, связанные с японским буддизмом. Это нужно для того, чтобы мне представить себе, к каким из многообразных тем, связанных с основной - " Буддизм в Японии", - приблизиться мне в своей лекции. В соответствии с тем, что вы уже сами слышали, читали, изучали и т.д., должна строиться моя лекция. Чем более точно вы определите мне это своими вопросами, тем более полезным будет мой рассказ для вас. А в конце вы, быть может, зададите мне вопросы уже по поводу того, что услышали.

Вопросы из зала:

- Известно, что в Японии существует два основных вида религиозных течений: синтоизм и буддизм. Можно ли отметить их принципиальные отличия, а также точки соприкосновения?
- Можно ли определить разницу между китайским и японским буддизмом?
- Можно ли считать буддизм философией? Или это все-таки религия ?

В.П. Мазурик. Это обычный, классический вопрос: что такое буддизм? Но ответить на него можно только в контексте определенной национальной культуры на конкретном этапе ее исторического развития.

- Насколько буддизм оказал влияние на национальные черты характера японцев?

В.П. Мазурик. Это, конечно, тоже очень важный вопрос. Влияние буддизма на японскую культуру многообразно и одними признается, другими опровергается начисто, третьими признается как положительное, четвертыми - как отрицательное... Да, об этом можно сказать.

- Можно ли рассказать о некоторых практических аспектах буддизма, например, о медитации?
- Насколько в различных национальных японских искусствах (боевые искусства, чайная церемония, икэбана) сегодня реально влияние буддизма?

В.П. Мазурик. Разумеется, влияние сильно. А некоторые искусства представляют собой практически воплощение в пространстве и времени буддийских идеалов (чайное действо, каллиграфия и т.д.)

- Расскажите, пожалуйста, о дзэн-буддизме.
- Если можно, немного внимания уделите, пожалуйста, тантрическому буддизму.

В.П. Мазурик. Да, он сыграл определенную роль. Правда, это осталось в далеком прошлом - в раннем средневековье. На сегодняшний день он сохранился в "музейном" варианте.

- Почему буддизм все-таки прижился в Японии. Не ветром же его надуло из Китая... Каковы причины его укоренения в Японии?

В.П. Мазурик. Да, действительно, был ряд причин - исторических, государственных и т.д.

- Расскажите, пожалуйста, об изменениях, которые происходят в буддизме со временем. Буддизм во времени и истории.
- Есть еще явление мистического буддизма...

В.П. Мазурик. Да, у мистического буддизма был взлет популярности в первой половине 80-х гг. ХХ века... Об этом - поговорим.

Итак, я приступаю к выполнению моей непростой задачи. Я объясню, какие есть в ней сложности. Прежде всего, я хотел бы расставить точки над "i". Во-первых, наша оценка той или иной духовной традиции очень сильно зависит от того, из какой культурной системы мы оцениваем ее. Я должен честно об этом сказать. Очень часто это остается за скобками, что неправильно. Ведь история и культура той или иной страны, определенная в рамках, скажем, теоретического материализма - с одной стороны или христианства - с другой, будут абсолютно разными. Мои исследования в направлении буддизма поневоле совпали с тем, что я оказался вовлечен в христианскую традицию. И я благодарен за это судьбе. Я понял, что без этого я не достиг бы ничего в изучении буддизма, оказался бы в положении индийских слепцов из притчи , которые ощупывают слона с разных сторон и дают свою оценку. Я бы все время видел какие-то отдельные моменты и, быть может, не видел бы целого. Я - продукт советской эпохи, и когда я сейчас думаю о своих представлениях о русской истории и культуре, которые были у меня лет до сорока, то мне становится страшно. Это винегрет из разных странных исторических фактов, идеологий, порой довольно фантастических, маргинальных даже для европейской культуры в целом. Я не могу сказать, что я очень крупный знаток христианской культуры, но с тех пор, как я пытаюсь смотреть на вещи с ее позиций, мне очень многое открылось. И поэтому я определяю себя как человека христианской культуры. Оказывается, я таким всегда и был. И даже в эпоху своего пионерского и комсомольского детства. Просто я об этом не знал.

Буддизм Японии
 Статья / Религия / Буддизм / Буддизм Японии
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:31

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...