all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Буддизм. Постоянные элементы

Буддизм. Постоянные элементы


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:31
Буддизм. Постоянные элементы


(Нет голосов)
294 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Буддизм. Постоянные элементы



Постоянные элементы



группа samskrta ("dus byas) — 72 составных непостоянных элемента,
группа asamskrta ("dus ma byas) — 3 несоставных постоянных элемента.
В зарубежной исследовательской литературе по буддийской философии проводится основательный анализ всей I группы 72-х элементов. Но сколько-нибудь подробного изложения сущности II группы — 3-х постоянных элементов почти отсутствует. Например, С.Радхакришнан, характеризуя 3 постоянных элемента, пишет:
Несоставных элемента три.

Первый — акаша, который свободен от всех различий и ограничений. Это — вечная, всеохватывающая, положительная субстанция. Она существует, хотя и не имеет формы (рупы), и не является материальной вещью (васту).
Второй элемент — апратисанкхьяниродха (so sor brtags min gyi "gog pa) — это невосприятие дхармы, вызванное отсутствием пратьяя, или условий, и не воспроизводимое с помощью знания. Это — напряженное сосредоточение на объекте, так, чтобы все другие влияния были устранены.
Третий элемент — пратисанкхьяниродха (so sor brtags pa"i "gog pa) — представляет собой положительное использование трансцендентального знания — высший идеал сарвастивадинов.[1]
Несколько иное определение пратисанкхьяни-родхи принадлежит нашему соотечественнику Ф.И.Щербатскому:

Пратисанкхья означает сознательное обдумывание и является типом ума, т.к. она обдумывает каждую из четырех благородных истин. Достижение прекращения страданий, или ниродха, с помощью силы размышления называется поэтому пратъясанкхьяниродха, точно так же, как повозка, запряженная волами, называется воловьей повозкой и при этом средний термин исчезает.[2]
Такой же крупный буддолог, как наш соотечественник О.Розенберг, вообще не упоминает об этих постоянных элементах в своей работе “Проблемы буддийской философии ”.

Итак, мы имеем два определения для постоянных элементов двух разных исследователей-буддологов. Оставляя в стороне вопрос о правильности этих определений, можно сказать, что ни одно из них не дает ответа на вопрос, почему они оказались в ряду постоянных элементов наравне с третьим постоянным элементом — пространством (акашей), тем более, что они названы типами ума, или напряженным сосредоточением.

Нам известно из абхидхармы, что разновидности умов, сознаний, или напряженное сосредоточение, — все это входит в категорию 72-х непостоянных составных элементов. Между тем, только исчерпывающий анализ сущности этих двух элементов позволяет нам определенно судить, принадлежит ли буддизм к идеалистической философии или к материалистической. Ибо за последнее время среди некоторых индийских философов находит признание точка зрения на буддизм как на философию материалистическую. Например, М.Рой пишет:

Когда они (вайбхашики) говорили о пратисанкхьяниродхе и апратисанкхьяниродхе, из краткого приложения, имеющегося в “Абхидхармакоше” Васубандху, трудно понять, какой смысл они вкладывают в эти термины.

Работы “Махавибхаша” и “Абхидхармакошабхашья”, принадлежащие перу Яшомитры, даже после больших усилий, затраченных на их изучение, остаются малодоступными... Несмотря на некоторые недостатки, философию вайбхашиков можно назвать диалектико-материалистической, ибо те три элемента, которые они считают вечными, являются материальными. Следовательно, нет никаких оснований называть их воззрение (дхарму) идеалистическим.[3]

Элементы, не подверженные безначальному волнению дхарм, являются постоянными. Все остальные 72 элемента (входящие в личность), из которых состоит индивидуум, подвержены этому волнению. Они могут быть освобождены от него (волнения), погрузившись в нирвану, или в архатство, которое является высшей ступенью святости; когда пламя страстей угасает и не действует больше закон кармы, связывающий личность с перерождениями, т.е. индивидуум освобождается от сансары.

Основной причиной, держащей индивидуум в сансаре, являются клеши — источник возникновения всех греховных деяний. Задачей совершенствующегося индивидуума является освобождение его от клеш. Основных клеш пять:

невежество (avidya, ma rig pa),
страсть (raga, "dod chags),
гнев (dvesa, khro),
гордость (mana, nga rgyal),
зависть (malsarya, ser sna).
Далее 5 клеш ветвятся на более мелкие, второстепенные, числом 29. Центральной клешей, из которой рождаются другие клеши, является неведение (авидья).
[/3][/2][/1]
Буддизм. Постоянные элементы
 Статья / Религия / Буддизм / Буддизм. Постоянные элементы
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:31

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...