all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Буддизм хинаяны

Буддизм хинаяны


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:31
Буддизм хинаяны


(Нет голосов)
535 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Буддизм хинаяны



Буддизм. Хинаяна



Сторонники старейших школ критиковали Махаянистов, особенно за создание новых сутр, в которых «подделывалось» слово Будды. Махаянисты, со своей стороны, реагировали на критику, обвиняя своих оппонентов в непонимании учения Будды вообще и в том, что они являются ограниченными эгоистами. Ситуация накалялась и обвинения сыпались с обеих сторон. Тогда среди Махаянистов нашелся блестящий оратор, введший в обращение терминологию Махаяна-Хинаяна, которая, что называется, прижилась. Оппонентов стали называть Хинаяной, и это слово отлично работало как оскорбление – простое противопоставление Махаяне, которое мог понять и любой глупец.

"Хинаяна", или, правильнее, "h#299;nay#257;na", является очень уничижительным термином. Он не просто означает «Малую колесницу», как это часто понимается. Второй элемент h#299;na-y#257;na, – y#257;na – означает колесницу. Но h#299;na очень редко имеет значение "меньшей" или "малой". Если бы это было так, то в палийских (или санскритских) текстах использовался бы другой термин для противоположности mah#257; – большой. Противоположность mah#257; – c#363;#316;a, это обычное обозначение для "маленького".

Термин "Хинаяна" является эхом давно прошедших споров – или скорее таких споров, где одна сторона давно отсутствует, а другая спорит, слушая лишь собственное эхо.

Кто же был этим оппонентом, названным "Хинаяной"? Тхеравада? Вероятно, нет. В те времена, когда оформилась Махаяна, Тхеравада практически "эмигрировала" в Шри-Ланку, и едва ли могла числиться среди школ, доминировавших в Индии, где и происходили дебаты Махаяна-Хинаяна. Самой влиятельной из старейших школ тогда была Сарвастивада, так что она были самой вероятной, но едва ли единственной целью для таких оскорблений как "Хинаяна". Теперь Сарвастивады и других ранних школы Индии тех времен давно нет, кроме Тхеравады, но споры и аргументация, пронизавшие сутры Махаяны, например, очевидная анти-Хинаянская пропаганда в Лотосовой сутре, – продолжают отзываться эхом в учениях Махаяны и Ваджраяны.

Сегодня наблюдается путаница в использовании термина Хинаяна, который употребляется в Махаяне-Ваджраяне в трех различных смыслах:
1) В историческом смысле: До-Махаянские школы называют Хинаяной.
2) Современная Тхеравада путается с Хинаяной.
3) Термин "Хинаяна" используется как обозначение одной из частей учений Махаяны-Ваджраяны.

Давайте рассмотрим ближе эти три варианта.

1) Некоторые утверждают, что слово "Хинаяна", как обозначение для более ранних школ, использовалось только в далеком прошлом. Это неверно. Его можно найти в нескольких современных обзорных работах и в более специализированной литературе, например в работе Г. В. Гюнтера «Буддийская философия в теории и практике», где цитируются тибетские работы 18-го и 20-го века.

2) Как пример путаницы Хинаяны с Тхеравадой, приведем цитату из Библиографии Джейн Хоуп (Джейн Хоуп, ученица Чогьяма Трунгпа Ринпоче), «Будда для начинающих», напечатанной в 1995 г. (мне доступна только норвежская версия, надеюсь, что мой обратный перевод на английский не будет слишком неаккуратным). « Буддизм Хинаяны. Хорошим введением в традиционный буддизм Хинаяны является книга «Чему учил Будда», Валпола Рахулы… Написанное с современной точки зрения двумя западными учениками традиции Тхеравада… «Путь к сердцу мудрости», Джозефом Голдстейном и Джеком Корнфилдом…»

3) Теперь о путанице, имеющей место в Тибетском Буддизме. Некоторые говорят, что Хинаяна и Махаяна – два термина, с давних пор используемые для обозначения двух различных духовных установок, и цитируют 7-ю главу («Любовь и Сострадание») из тибетской классики «Драгоценное Украшение Освобождения», 10-го века, в которой автор, Чже Гампопа, ссылается на Хинаяну как обозначающую «меньшие способности» ("theg pa dman pa"). Параграф можно прочитать следующим образом: «Привязанность к умиротворению абсолютной безмятежности (1), означает наличие меньших способностей (2), когда стремление к освобождению направлено только на себя самого. Это препятствует заботе о других и потому мало способствует развитию альтруизма. Когда любовь и сострадание становится частью тебя, то проявляется столь большая забота о живых существах, что невозможно освобождение только лишь себя. […] Наставник Манджушрикирти говорит: «Для последователя Махаяны не должно проходить даже одного мгновения без доброты и сострадания», и «Не гневом и ненавистью, но добротой и состраданием вершится благо других».

Буддизм хинаяны
 Статья / Религия / Буддизм / Буддизм хинаяны
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:31

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...