all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Буддийская ступа

Буддийская ступа


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:31
Буддийская ступа


(Нет голосов)
574 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Буддийская ступа



Буддийская ступа в свете концепции благого деяния


1. Первыми культовыми объектами после паринирваны Будды стали Восемь реликварных шарирака-ступ, содержавших телесные останки Татхагаты, и две парибходжика-ступы: одна из них была построена над сосудом, в который собирались останки после кремации тела, другая над углями от священного костра. Будда не завещал совершать какие-либо ритуалы относительно этих объектов. Монахам он предписывал лишь стремиться к достижению просветления, поручив заботу об останках Татхагаты добродетельным мирянам. Он усматривал пользу этого в том, что при виде ступ сердца людей будут успокаиваться и в них снизойдет мир и покой. Будда назвал также четыре места поломничества, и для монахов, и для мирян, - это места, связанные с его рождением, просветлением, первой проповедью, паринирваной, - что должно было напоминать о Пути, пройденном Татхагатой (Махапаринирвана сутра, Y, 10-12).

2. Нет указаний на то, что рядом со ступами совершались какие-либо специальные культовые действия. Из сутр Vinaya-Uttaragrantha и Vinaya-ksudraka Vastu, где рассказывается о возведении ступ купцом Анатхапиндакой, известно, что ступу украшали гирляндами цветов, покрывали ее детали краской или золотили. Вокруг ступы как вокруг любого священного объекта совершали прадакшину, при этом могли распевать гимны, прославлявшие Будду. Ритуалы классического буддизма были предельно просты, включали в себя лишь почитание и подношение, и были основаны на концепции благого деяния и благой заслуги.

3. Концепция благого деяния в обобщенном виде представлена в четвертом томе “Абхидхармакоши” Васубандху (Y век н.э.), называемом “Учение о карме” (перевод с санскрита, исследование и комментарий В.И.Рудого и Е.П.Островской; публикации совместно с Т.В.Ермаковой, 1999). Здесь рассматриваются следующие нормы поведения относительно священных объектов:

Рекомендуется не совершать неблагих поступков по отношению к чайтье или ступе, а именно: ее разграбления или разрушения. Ограбление ступы приравнивается обворовыванию Будды, а ее разрушение - пролитию крови Татхагаты, что является одним из пяти смертных грехов. По отношению к ступе это означает в первую очередь не наносить ей вреда (ахимса) и совершать благие поступки - оказывать ей почтение, делать подношения. Известно, что ступы почитают обхождением посолонь со сложенными перед грудью ладонями, поклонами - поясными и полными; поднесением ей цветов, драгоценностей, денег, растительной или сладкой пищи, украшением ступы гирляндами цветов, флажками, возжиганием перед ней светильников и ароматических воскурений; строительство ступ, их пластическое убранство, регулярный ремонт, содержание их в чистоте, - все это считается благой заслугой и средством улучшения кармы, достижения лучших рождений, продвижения на пути к освобождению и нирване.

Благие и неблагие поступки по отношению к ступе или чайтье в соответствии с принятой классификацией можно отнести к телесным, вербальным (чтение восхвалений) и ментальным, поскольку всякое действие формируется непроявленным элементом, побуждением, мотивом, неблагой или благой характер которого определяется наличием или отсутствием соответствующих корней - неведенья, алчности, вражды. Неблагое поведение по отношению к ступе может быть вызвано неведением относительно закона кармы и может привести к отсечению корней благого.

Особая роль отводится даянию ступе или чайтье. Любое даяние улучшает состояние потока дхарм дающего. В случае со ступой или чайтьей имеет место превосходство поля благих свойств того, кому предназначен дар. Делая подношение ступе, донатор совершает подношение самому Будде. Эта ситуация предоставляет уникальную возможность почтить самого Татхагату или одного из его благородных последователей, уже покинувших этот мир. Превосходство донатора определяется его верой, добродетелью и знанием Дхармы. Превосходство дара определяется его совершенными качествами - формой, цветом, запахом, вкусом, осязаемыми свойствами, что впоследствии обеспечит дарящему также превосходные качества - красоту, славу и пр.

Дар благородного чайтье не приносит пользы ни дарящему, ни другим. Он лишь выражает глубокое уважение и благодарность. В этом случае религиозная заслуга связана не с пользой другим, а с отвержением. Материальные подношения и культовые действия по отношению к ступе или чайтье не бесцельны; они становятся возвышенными благодаря чувству безраздельной преданности, вызывающему эти действия.

Добродетельное поведение по отношению к ступе или чайтье - ненанесение ей вреда, отказ от воровства, оказание ей почтения, совершение подношений, - может быть вызвано следующими факторами: страхом осуждения или наказания; соответствием факторам просветления; чистой добродетелью, без притока аффектов. Даяние и добродетельное поведение по отношению к ступе или чайтье может способствовать обретению: религиозной заслуги и улучшению будущих рождений; небесной формы существования; достижению нирваны; проникновению (во время йогического созерцания). Из перечисленных благ высшим является нирвана. Учение о карме завершается словами: “Нет ничего выше освобождения. Нет ничего, что превосходило бы нирвану, но она превосходит все, будучи вечным благом”.

Буддийская ступа
 Статья / Религия / Буддизм / Буддийская ступа
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:31

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...