all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Буддизм / Абхидхарма

Абхидхарма


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:30
Абхидхарма


(Нет голосов)
606 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Абхидхарма



Буддизм. Абхидхарма


Абхидхармические тексты - истематизация буддийской учительской традиции.

В ее построении участвовал ряд школ и направлений классического буддизма, например махасангхики, бахушрутии, гокулики, но сохранилась она в наиболее полном виде в традициях тхеравады и сарвастивады.

Истоки Абхидхармических текстов (abhidharma означает «высшая дхарма», или «метадхарма», хотя Буддагхоса видит ее «превосходство» лишь в мере детализации материала) вполне различимы уже в тех сутрах Трипитаки, где представлены перечни тематических единиц учения, своего рода таблицы, организованные по различным нумерологическим принципам, предназначенные для запоминания и усвоения (ср. каталоги Ангуттара-никаи палийской Типитаки).

Появляются и специальные сутры, характеризуемые как «дистрибуция» предметов (вибханга), а также нумерологические списки диад, триад и т.д., именуемые в палийских текстах матриками (букв. «матрицы»), которые сопровождались учительскими толкованиями. Все эти тексты были рассчитаны не на рядовых буддистов, но на катехизаторов и профессиональных аналитиков. Абхидхармические тексты тхеравадинов составляют семь трактатов Абхидхамма-питаки.

Санскритские абхидхармические трактаты сарвастивадинов, которых также семь (и которые сохранились в китайских, японских и тибетских переводах), оформляются начиная с 3 в. до н.э. Наиболее древние тексты – Сангитипарьяя и Дхармаскандха, средние – Праджняпти-бхашья, Дхатукая, Виджнянакая и Пракаранапада, последний по времени – Джнянапрастхана (1 в. до н.э.). Сангитипарьяя – комментарий к Сангити-сутре, устроенный по характерному для классического буддизма принципу организации предметов учения по числовым группам в восходящем порядке.

Калькулируемые тематические единицы располагаются в 10 главах; текст включает 122 классификации, распределяя тематические единицы по монадам, диадам, триадам до декад. Дхармаскандха, приписываемая ближайшим ученикам Будды (по одному преданию, Шарипутре, по другому – Маудгальяяне, что свидетельствует о высоком статусе текста), состоит из 12 глав, посвященных преимущественно сотериологии – этапам продвижения адепта к конечной цели «освобождения». В Дхармаскандхе различаются 37 «членов освобождения» (в тексте различаются «путь практики» и «путь озарения»), за которыми следуют классификации дхарм – по делениям их на «базы» (аятана) и «элементы» (дхату). Праджняптибхашья выпадает из класса «схоластических» текстов: первая ее часть – мифическая космогония, во второй описываются прежние жизни Будды и его матери, третья иллюстрирует действие закона кармы.

Дхатукайя классифицирует 90 феноменов сознания, распределяемых по 14 рубрикам (10 феноменов, сопровождающих каждое сознание; 10 феноменов, сопутствующих каждому «загрязнению» сознания; 10 феноменов, сопутствующих каждому «недугу» сознания; 5 «загрязнений»; 5 разновидностей ложных взглядов; 5 контактов; 5 диспозиций менталитета; 5 его «факторов»; 6 разновидностей сознания; 6 чувственных контактов; 6 ощущений; 6 идентификаций; 6 желаний; 6 стремлений), после чего исследуются их взаимоотношения. Виджнянакая представляет обстоятельнейшую полемику сарвастивадинов с буддийскими «еретиками» – пудгалавадинами, придерживавшимися концепции квази-Я, которая не устраивала никого из прочих буддистов своей явной близостью к идее Атмана.

Пракаранапада в значительной мере опирается на Дхатукаю; ее предмет – классификации материальных факторов (материальные элементы и их производные), сознание (читта), факторы, сопровождающие сознание, положительные уровни сознания, обретаемые благодаря психотехнике, необусловленные дхармы, а также ряд других классификаций и «тысяча вопросов».

Основная тема Джнянапрастханы (приписывается Катьяянипутре) – систематизация ступеней духовного продвижения, опирающаяся на четыре «благородные истины» о страдании. Первая ее глава посвящена истине о пути, вторая – истине о происхождении страдания, третья – познанию, четвертая, пятая и шестая – действию, четырем материальным элементам и чувственным способностям или истине о всеобщности страдания, седьмая – концентрации сознания или истине о прекращении старадания (помимо этого рассматриваются вера, критика представления о реальности тела, ложные взгляды, единичность сознания, память, количество чувственных способностей, прошлое, определения грамматических категорий, истолкования отдельных речений Будды).

Итог сарвастивадинской абхидхармической традиции – Махавибхаша (Великое истолкование) – монументальный комментарий в свободной форме к Джнянапрастхане, созданный в первой половине 2 в. во время третьего собора сарвастивадинов под эгидой знаменитого царственного покровителя буддизма Канишки. Текст составлен в типичной для Абхидхармических текстов катехизисной форме, которая позволяет вводить множество анонимных и конкретных мнений сарвастивадинских учителей (Дхарматрата, Васумитра, Гхошака, Буддадэва и др.) и их разногласия с прочими буддийскими авторитетами и является во многих случаях основным источником наших сведений о них.

Абхидхарма
 Статья / Религия / Буддизм / Абхидхарма
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:30

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...