all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Антропология / Музыка как элемент культуры

Музыка как элемент культуры


 Николай Баранов, 23.04.2012 15:47:04
Музыка как элемент культуры


(Нет голосов)
288 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Музыка как элемент культуры



Антропология. Музыка как элемент культуры



В этом наблюдении — казалось бы, непреодолимая сложность теоретического анализа музыки. И здесь есть важное условие: любое суждение о музыке достигается музыкальным опытом; испытывать, «переживать» музыку — значит соучаствовать в ней — быть причастным, а соучастие, причастность — это поведение, формы которого человек усваивает в определенной социальной и культурной среде. Формы музыкального поведения, думается, действуют столь эффективно, потому что они бессознательны и кажутся заложенными в самой природе музыки. В действительности же они заложены в природе культуры, к которой принадлежит данный музыкальный субъект.

На Западе, и на Востоке музыка издревле почиталась как путь постижения трансцендентного и трансцендентального. На Востоке, к примеру, связи музыки с трансцендентным опирались не на условности конвенций, а на безусловности веры, на переживаниях более реальных, чем способности человека воспринимать эмпирический мир. В этом смысле музыку можно назвать мифом — в его конкретно воплощенной сущности и динамике. Свобода от концептуальной отвлеченности слов дает музыке тем большую силу непосредственно вовлекать человека в свой мир.

Подобно мифу, она реализует опыт — не эмпирический и личный, а коллективный и архетипический. «Музыка схожа с мифом: подобно мифу, она преодолевает антиномию исторического, преходящего времени и постоянства структуры, пишет К. Леви–Стросс» (Levi-Strauss Claude, Mythologiques I, Lecru et le cuit, Paris, 1964. Pp. 22-38. Цит. по: Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С. 27-49.).

И музыка, и миф развертываются во временной последовательности, но существуют и воспринимаются вне физического, обыденного времени.

Мифологическое время и музыкальное время — и есть, и не есть вечность, сразу и одновременно, ибо временная вечность и вечное время — это актуальная бесконечность, где становление и самоприсутствие есть одно и то же. Жизнь мифа и музыки протекает в изменчивости, и все же в сохранении безошибочно узнаваемого лика — не вещи, тождественной самой себе — а динамичного процесса, внушающего сильные эмоции, таящего глубокий смысл.

В книге К. Леви-Стросса «Мифологичные. I. Сырое и вареное» полагается, что структура мифа раскрывается средствами музыки. Исследователь следующим образом аргументирует свой подход:

Во-первых, и миф, и музыка являются языковой деятельностью, которая в каждом случае по-своему возвышается над реализованной речью и требует для своего выражения временной протяженности. Это отношение ко времени довольно своеобразно: кажется, что музыка и миф нуждаются во времени, — но только для того, чтобы его отвергнуть. Внемузыкальное, физиологическое время слушателя — это время диахроническое, потому, что оно не обратимо. Лишь музыка превращает отрезок времени, потраченного на прослушивание, в синхронную и замкнутую в себе целостность. «Прослушивание музыкального произведения в силу его внутренней организации останавливает текучее время; как покрывало, развеваемое ветром, оно обволакивает его и свертывает. Только слушая музыку и только в то время, когда мы ее слушаем, мы приближаемся к чему-то, похожему на бессмертие» (Леви-Стросс К. Из книги «Сырое и вареное». Там же. С. 28.).

Мы видим, таким образом, что музыка напоминает миф; подобно ему, она преодолевает антиномию исторического, истекшего времени и перманентной структуры.

Во-вторых, подобно музыкальному произведению, миф действует исходя из двух континуумов. Первый из них внешний, причем для музыки — это неограниченная последовательность физически воспроизводимых звуков, из которых каждая музыкальная система черпает свою гамму. Другое проявление составляют исторические случайности, которые образуют теоретически неограниченный набор, откуда каждое общество черпает ограниченное число событий, подходящих для создания своих мифов.

Музыка как элемент культуры
 Статья / Философия / Антропология / Музыка как элемент культуры
 Николай Баранов, 23.04.2012 15:47:04

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...