all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Антропология / Китай. Бизнес по Конфуцию

Китай. Бизнес по Конфуцию


 Николай Баранов, 23.04.2012 15:46:57
Китай. Бизнес по Конфуцию


(Нет голосов)
478 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Китай. Бизнес по Конфуцию



Антропология. Китай. Бизнес по Конфуцию



Это было в начале XX века. Жили два мальчика: один в Китае, а другой в Японии, обоим было по шести лет. Согласно традиции, с этого возраста нужно учить наизусть «Четверокнижие», целыми кусками. Так вот, дедушка мальчика, который жил в Китае, чувствовал, что его внук очень талантлив, и стал его учить. Но парень не хотел учиться и, как дедушка ни бился, как ни наказывал его, не хотел заучивать тексты. Поэтому, когда мальчик вырос и стал сдавать экзамен на сюцая, то написал абракадабру. Вместо того чтобы развивать заданную тему, он надрал цитат из различных трактатов и все это представил в качестве письменной работы, чтобы не проходить экзамен. Экзаменаторы были так поражены, что дали ему высшую оценку. Кто такой этот человек? Этот человек был Чэнь Ду-сю, организатор Коммунистической партии Китая. С детства у него было отрицательное отношение к конфуцианству.

Другой мальчик жил в Японии, родился в семье японских олигархов. Когда ему было шесть лет, родители нашли ему китайского учителя, и он начал изучать «Четверокнижие». Когда мальчик подрос, отец послал его на Запад для ознакомления с другим миром. Это ведь была семья промышленников. Он поездил по Европе, посмотрел и решил, что этот западный протестантский капитализм не подходит японцам. И написал такую книжку, очень теперь популярную: «Лунь юй и бухгалтерский счет». Эта книга стала библией японского менеджмента. Основные идеи для нее он взял у Конфуция. Японского мальчика звали Сибусава Эйдзи. Он был начальником налогового управления, заместителем министра, разрабатывал налоговую систему реформ в стране.

Как же он применял идеи Конфуция к современной действительности? Допустим, как вести себя бизнесмену в ситуации конкуренции? Сибусава Эйдзи исходил из учения Конфуция о справедливости, о человеколюбии, которое должно быть основой поведения в обществе. У Конфуция есть такое суждение: если ты встал на ноги, сделай, чтобы другой встал на ноги. Помоги другому, не души другого, если ты сам пошел в гору. «Если ты сам хочешь, чтобы твои дела шли хорошо, то сделай, чтобы и у другого они шли хорошо». Это стало основой конфуцианского капитализма и менеджмента. Самое главное: ты получил прибыль, ты богатеешь – обязательно поделись с государством! Если ты не выделишь долю государству, ты не бизнесмен. И целый ряд других подобных установок. Сибусава Эйдзи создал теорию конфуцианского капитализма, но для того, чтобы это сделать, надо было знать «Четверокнижие».

Так один мальчик, Чэнь Ду-сю, создал компартию, другой, Сибусава Эйдзи, стал отцом промышленности и банков в Японии. Есть целые институты Сибусавы, которые занимаются повышением квалификации менеджмента. И когда некоторые московские начальники хотят отправить в Японию несколько человек учиться менеджменту, то они заблуждаются, рассчитывая, что можно будет потом перенести японский опыт на московскую почву. Это говорит о полном непонимании причин экономических успехов на Востоке.

Конфуцианство в Японию пришло из Китая через Корею. Но специфика японского мышления заключается в том, что они заимствуют и делают это умело. Таковы их национальные традиции.

Конфуцианство - это не философия. Это морально-этическое, политическое учение. Конфуций жил в драматичное время, когда Китай сотрясали междоусобные войны семи крупнейших государств, располагавшихся на его территории. Каждое стремилось получить титул «ба» - «гегемон». Однако это время, VI-V вв. до н.э., можно назвать золотым веком юридической мысли в Китае, временем становления политической культуры. Потому что одновременно существовали разные царства, и была возможность попробовать строить государство и управлять обществом на основе самых разных принципов, благодаря чему и был получен бесценный опыт. Одновременно с борьбой с соседями шла ожесточенная борьба за полноту власти внутри отдельных государств между главами государств (ванами) и аристократией. Аристократия по традиции занимала крупные административные посты, и для победы главе государства нужно было снять их. В период этой борьбы и появился спрос на такой социальный слой, как «ши», книжники. Конфуций тоже вышел из них. В этот период книжники наработали интеллектуальный капитал, который до сих пор еще не используется во всей полноте. Чем они занимались? Если изложить огрубленно, они отрабатывали оптимальную модель соотношения интересов «человек-общество-государство». Столкнулись две школы, легистов и конфуцианцев, и они прошли сквозь времена. Первая школа утверждала, что «народ существует для государства», а вторая, конфуцианская, что «государство существует для народа».

Китай. Бизнес по Конфуцию
 Статья / Философия / Антропология / Китай. Бизнес по Конфуцию
 Николай Баранов, 23.04.2012 15:46:57

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...