Бодхичитта
Бодхичитта
Буддизм. Бодхичитта
Когда он пребывал в пещере Львиная Цитадель в Монка, я, благородная Цогял из Карчена, зародила бодхичитту - ум, Устремленный к высшему просветлению. Сделав подношение мандалы из драгоценностей великому учителю, я обратилась к нему так:
Эмахо! Великий учитель, ты учил, что, когда зародишь любовь и сострадание ко всем существам, самое важное в учении Махаяны - практиковать бодхичитту. Поскольку это так, как нам ее практиковать?
Учитель ответил: Цогял, если, войдя в Махаяну, ты не практикуешь бодхичитту, то падешь в низшие колесницы. Поэтому важно всегда зарождать ум, устремленный к высшему просветлению, и усердно приучаться приносить благо другим.
В сутрах и тантра х Махаяны даны бесчисленные подробные объяснения этого. При кратком объяснении Бодхичитты согласно этим учениям, она разделяется на три части: внешняя практика, внутренняя практика и тайная практика.
ВНЕШНЯЯ ПРАКТИКА БОДХИЧИТТЫ
Благородная Цогял спросила: Каковы методы внешней практики?
Учитель ответил: Для внешней практики существует двенадцать тем:
1. Сущность практики Бодхичитты;
2. Ее подразделения;
3. Ее определение;
4. Особенности человека;
5. Кто дарует обет Бодхичитты;
6. Ритуал принятия обета;
7. Польза практики;
8. Задача практики;
9. Вред отсутствия практики;
10. заповеди;
11. Граница между утратой Бодхичитты и обладанием ею;
12. Метод восстановления Бодхичитты в случае нарушения.
Она спросила: Что содержится в темах, которые ты перечислил?
1. Сущность.
Учитель ответил: Сущность зарождения Бодхичитты - желание достичь непревзойденного просветления и обет сделать это ради освобождения от сансары всех живых существ.
2. Подразделения.
Сутры описывают много разных классификаций подразделений Бодхичитты, но, если быть кратким, есть два ее вида: устремление и применение.
Устремление - это желание достичь блага существ, но одного его недостаточно. Важно на деле приносить пользу всем живым существам.
Представляется, что людям с предубеждениями, не свободным от эгоизма, зародить бодхичитту довольно трудно.
3. Определение.
Определение Бодхичитты таково: возникновение бескорыстного отношения, которого раньше не было.
Такое намерение не возникнет у существ, которые не собрали накопления.
4. Особенности человека.
Тот, кто занимается практикой Бодхичитты, должен обладать определенными качествами. В отличие от шраваков и пратьекабудд, он должен стремиться к учению Махаяны. Благодаря высоким умственным способностям, он должен быть полностью свободен от сомнений. Он должен принять прибежище в учителе и Трех Драгоценностях и устать от неверных или низших учений. Он должен быть естественно спокойным и мягким.
Народ Тибета настроен к Дхарме враждебно, царские советники строят козни, царь легковерен, и лишь немногие являются подходящими вместилищами для учений Махаяны. Цогял, будь свободна от пристрастного отношения к друзьям и врагам.
5. Кто дарует обет Бодхичитты. Получать обет Бодхичитты следует от учителя, обладающего устремлением Махаяны, чей ум полон любви и сострадания. Он должен быть учителем, который ни одного мгновения не действует ради собственного блага и без нарушения соблюдает все свои заповеди.
Тот, кто в наш темный век не последует за достойным учителем, попадет в лапы мары.
6. Ритуал
Ритуал принятия обета Бодхичитты таков. Разместив обильные подношения Трем Драгоценностям в пятнадцатый или восьмой день растущей луны благоприятного года и месяца, воздай почести сангхе. Поднеси ганачакру йидаму. Сделай обильные подношения торма дакини, защитникам Дхармы и местным духам. Раздай все имущество и накопи обширные заслуги. В тот же вечер поднеси учителю плату за посвящение. Проявляя почтение к учителю, ученик должен собрать накопления посредством семи чистых аспектов1.
Бодхичитта
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|