Статья / Религия / Индуизм / Уважение учителя
Уважение учителя
Уважение учителя
Индуизм. Уважение учителя
гурун ахатва хи маханубхаван
шрейо бхоктум бхаикшйам апиха локе
хатвартха-камамс ту гурун ихаива
бхунджийа бхоган рудхира-прадигдхан
ПЕРЕВОД
Уж лучше просить подаяние, чем существовать ценою гибели великих душ, которых я считаю своими учителями. Пусть ими движет корысть, они все равно остаются моими наставниками. Если они погибнут, все то, чем мы собираемся наслаждаться, будет запятнано их кровью.
Лекция Рузова В.О.
Священные трактаты определяют не только основные качества учителя, но и условия, при которых от учителя можно отказаться. Да, Веды настаивают не только на принятии учителя, но и на отказе от него, если таковой перестаёт вести своего ученика на более высокие стадии развития. Отказ от учителя происходит, если он совершает постыдные поступки или перестаёт отличать хорошее от дурного. Учитель является, собственно говоря, учителем до тех пор, пока он связан с Богом. Если эта связь теряется, он складывает с себя эти полномочия. Учитель - это должность и её занимают в соответствии с квалификацией, поэтому, если квалификация утеряна, должность приходится передавать другому. И в этом случае учителя Арджуны продались враждебной стороне. Учитель никогда и ни за что не променяет истину на зарплату, почёт или хорошие условия жизни. Такое поведение сразу же аннулирует квалификацию учителя и ученики имеют право перейти под руководство более достойной личности.
Квалификацию учителя в Ведах сравнивают с сиянием Солнца. Солнце приходит само, его не надо упрашивать, уговаривать или подкупать. Оно просто встаёт из-за горизонта и посылает свои оживляющие лучи всем желающим. Оно не беспокоится о том, что мир не рукоплещет ему на рассвете, не хвалит его и не благодарит. Вспомните, когда в последний раз вы благодарили Солнце за то, что оно освещало весь ваш сегодняшний день? Нет, мы не способны на благодарность, но Солнце просто делает это изо дня в день и это и есть его квалификация. Так и учитель, изо дня в день, несмотря на трудности, лишения, старость, плохое здоровье и людскую неблагодарность, просто встаёт и несёт свет ведического знания всем желающим.
Современный человек потерял культуру уважения учителя, которая состоит в желании делать то, что говорит учитель. Век кали характерен тем, что человек слушает учителей, но делать то, что они говорят не собирается. Это и есть жёсткость сердца. Оно неповоротливо, потому что заржавело. Мы начинаем скрипеть при передвижении. Болезнь нашего времени - это хондроз сердца. Однажды один молодой человек говорил, что он умен, потому что беседовал со многими философами. Учитель заметил ему: "Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач!"
Почему так происходит? Потому, что нам кажется, что полезное должно быть обязательно приятным. Однако развитие сознания происходит знакомым всем методом кнута и пряника. С пряником мы согласны, а вот кнут вызывает у нас дружное негодование. Мы забыли, что совсем недавно розги являлись обязательным атрибутом любого обучения. Сейчас конечно же не время розог, но обсуждение ошибок и всего, что с ними связано просто необходимо. Ученик должен знать не только о том хорошем, что его ожидает на пути духовного развития, но и о том ужасном, что его подстерегает, если он выберет путь деградации. И это не запугивание, это предостережение, а тот кто предупреждён, тот защищён...
Это функция учителя давать своему ученику защиту. Защиту от чего? От его собственного ума, от его собственных глупостей, от его собственной тупости и желания поставить эксперимент. Эксперимент - это форма материалистического мышления, а если сказать грубее - это полное невежество. Как мыслит современный исследователь: я не знаю что там, я не знаю, как это работает, я не знаю что будет в результате, но я всё равно засуну в эту чёрную дыру свою голову... И эта явная глупость называется экспериментом. Поэтому учитель пытается предостеречь своего ученика от ненужных экспериментов.
Анекдот
- Это кто рядом с тобой сидит?
- Это моя жена!
- А чего такая маленькая?
- А это пробник!
Мужество - защита ученика.
Как учитель даёт защиту своему ученику? Он учит его мужеству. Мужество - главное качество в развитии. Это значит, что ученик не должен бояться пожертвовать свою жизнь ради спасения других. Духовное развитие - это спасательная операция длинною в жизнь. Мир тонет в огне греховных желаний, а потерпевшие настолько в них погрязли, что не хотят спасаться и даже не понимают в какой неприятной ситуации оказались.
Уважение учителя
|
Статья / Религия / Индуизм / Уважение учителя
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|