Статья / Религия / Индуизм / Традиция Веданты
Традиция Веданты
Традиция Веданты
Индуизм. Традиция Веданты В разговоре о Веданте нам не обойтись без разговора о собственно Ведах, индийском Священном Писании.
Веды в течение тысячелетий были и поныне остаются сердцем индийской культуры, воплощением мудрости и знания для сотен и сотен миллионов индийцев. Не зря, говоря о трех варнах из четырех и называя принадлежащих к ним «дваждырожденными», имеют в виду второе рождение как способность читать и изучать Веды. Комплекс текстов Вед уникален практически во всех отношениях — от разнообразия входящей и примыкающей к нему литературы до всесторонности охвата различных сфер культуры и знания.
По составу выделяют так называемые четыре «горизонтальных» и четыре «вертикальных» слоя Вед. Первые состоят из четырех сборников (самхит), именуемых
• Ригведа (собрание гимнов);
• Яджурведа (собрание жертвенных формул);
• Самаведа (собрание песнопений);
• Атхарваведа (собрание заклинаний).
Это деление по традиции соотносят с разделением функций четырех жрецов во время жертвоприношений.
С другой стороны, каждая из Вед включает в себя несколько «вертикальных», следующих друг за другом как в хронологическом, так и в смысловом отношении слоев. Два главных слоя — мантры и брахманы. Мантры (буквально — «орудия духа») — это изначальное ядро Вед — гимны, формулы, заклинания. Брахманы — более поздние тексты, содержащие как ритуальные предписания, так и разъяснения мифологических сюжетов, прямо или косвенно задействованных в мантрах. Несколько позднее из брахман развились так называемые «лесные» тексты — араньяки и упанишады, представляющие собой «завершение Вед», что и означает Vedanta = Veda + anta.
В самих Упанишадах, к слову, сказано, что даже после изучения Вед и других отраслей знания образование человека не может считаться полным до тех пор, пока он не познакомится с предписаниями самих Упанишад.
Слово «Упанишад» означает «то, что приближает человека к Богу». Таков состав наиболее важной, канонической части Вед, в самом названии которого — «шрути», т.е. «услышанное» — запечатлена многовековая традиция устной передачи текста. Кроме того, в состав Вед входят тексты, именуемые «смрити», т.е. «запомненное», куда входят «веданги» (дословно — «члены Вед»): шесть групп трактатов, написанных в афористической форме, т.е. сутр, и содержащих информацию, касающуюся
а) правильного произношения,
б) правильного понимания,
в) правильного применения Вед.
Есть еще так называемые упаведы (дословно — «вспомогательное знание»), повествующие о военном деле, музыке и медицине (аюрведа) и содержащие сотни названий... Но и это далеко не весь ведийский комплекс.
Поистине, Веды можно считать принципиально необозримыми. Но весь этот «безграничный океан» текстов возник на довольно четко фиксируемой исследователями основе: Ригведа, затем — Трайяведа («Тройное знание»), когда к Ригведе добавились Сама- и Яджурведа, и, наконец, плюс к этому — Атхарваведа. Это отразилось в представлении индуизма о единой и безграничной Веде (Адиведа), существовавшей в Золотой век и затем распавшейся на многообразные подразделы.
Итак, первый предварительный итог: Веданта как совокупность текстов представляет собою «Завершение Вед» и состоит из Араньяков и Упанишад.
С другой стороны, Веданта есть совокупность религиозно-философских школ, разрабатывающих учения о Брахмане и Атмане. В разные периоды Веданта заимствовала и перерабатывала отдельные элементы из пурва-мимансы, санкхьи и даже из буддизма — своего основного идейного противника, одновременно оказывая сильное влияние на все другие направления индийской мысли.
Веданта, как идеология, составила основу индуизма, самой распространенной в Индии религии, представителей которой как раз и называют в России индусами или индуистами.
Вместе с другими ортодоксальными школами Веданта убеждена в высшем авторитете Вед, все содержание которых рассматривается как откровение (шрути) и истинное высшее знание. Веды, считается, существовали до начала мира и возникли из дыхания Брахмана.
Достижение истинного знания (видья) — знания Брахмана (Брахмавидья) — предполагает ряд условий, а именно:
• осознание различий между вечным и невечным бытием;
• отказ от какого-либо материального воздаяния как в этой жизни, так и в будущей;
• обладание шестью качествами:
Традиция Веданты
|
Статья / Религия / Индуизм / Традиция Веданты
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|