all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Теософия / Антропософия. Серебряный век

Антропософия. Серебряный век


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:26
Антропософия. Серебряный век


(Нет голосов)
236 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Антропософия. Серебряный век



Теософия. Антропософия



Елена Зеленина, исследовательница Серебряного века, считает, что сама атмосфера того времени располагала к увлечению и мистикой, и оккультными наука ми: «Было модно рассказывать друг другу о мистическом опыте, о ведениях, о вещих снах. Особенно это заметно на судьбе Вячеслава Иванова, который, лишившись своей жены, Лидии Зиновьевой-Аннибал, как раз попал под сильное влияние Минцловой, ибо нуждался в помощи. И вот как раз она здесь выступила в роли идеальной утешительницы. Утешение, естественно, носило оккультный характер. Надо сказать еще и о том, что именно она отчасти способствовала тому, что Вячеслав Иванов женился - это был скандальный брак - на своей падчерице Вере Шварсалон. Причем утверждал, что якобы сама жена являлась к нему во сне и подарила ему свою дочь в качестве жены».

- Как вы думаете, для кого была более притягательна антропософия - для мужчин или для женщин?

- Прежде всего такие вещи притягательны для женщин и для экзальтированных мужчин типа Андрея Белого. Женщины так устроены, что они более эмоционально чувствительны, меньше доверяют рациональному, слушают голос сердца. Поэтому, наверное, теософия , антропософия близка многим женщинам.

Тут, конечно, нужно вернуться к фигуре Минцловой, ибо она сумела повлиять на весьма одаренных, самостоятельно мыслящих людей, людей высочайшей культуры, сумела обаять их учением Штейнера. Штейнер сумел создать в Германии самостоятельное направление теософии, ибо теософия , которая пришла в Европу еще в XIXвеке, делилась на ряд направлений. И вот германское направление, связанное с именем Штейнера, было наиболее самостоятельным и получило свое название как антропософия. Многие считают, что антропософия - это поворот теософии к человеку. На самом деле, конечно, антропософия - все-таки продолжение теософии, и там роль человека была с точки зрения философии столь же незначительна, как и в теософии, основоположницей которой является Елена Блаватская.

Штейнер и внешне обладал очень яркой внешностью. Но он был многолик. Бердяев говорит, что он часто менялся, и то он представал в роли мага, который управляет мировыми стихиями, то он представал в образе католического проповедника. При этом он обладал великолепным ораторским талантом. Характерная особенность лекций Штейнера была такова: он понижал голос, манипулировал как-то руками, какие-то жесты, какие-то пассы. Видимо, все это в совокупности с предметом обожания этой аудитории создавало особую ауру на этих лекциях. Мало того, Бердяев отмечает, что когда Минцлова и Белый говорили о Штейнере, у них менялось выражение лица, они говорили как о живом Боге. Для Бердяева, для Минцловой, для людей того времени, для представителей Ренессанса все это было естественно принятым.

Бердяев тоже был не чужд видений. И вот однажды у него было ведение, связанное с Минцловой. В минуту послеобеденного отдыха он лежит в маленькой комнате, в углу горит лампадка перед иконой. И вдруг неожиданно, без всякого повода и без всяких предварительных мыслей о Минцловой, вдруг он видит под иконой лицо Минцловой, причем ее глаза навыкате были просто ужасны, и вообще все лицо носило такой демонический характер. И после этого он задумался о том, не является ли миссия Минцловой чем-то таким сродни демоническому. Тем не менее, Минцлова не оставляла попыток привлечь Бердяева в свой кружок, ибо фигура Бердяева была очень привлекательной для них. И есть такое мнение, как будто бы Минцлова получила, выражаясь современным языком «заказ» на Андрея Белого. Почему? Потому что это был очень влиятельный человек, вокруг него крутилось огромное количество людей, для которых мнение Андрея Белого было очень авторитетным. И естественно, что во всех кругах, куда входил Андрей Белый, установилась такая антропософская атмосфера.

Анна Минцлова исчезла, как и подобает истиной антропософке, самым загадочным образом. Однажды, выйдя с приятельницей из дома, она свернула в переулок - и больше ее никто никогда не видел. Возможно потому, что учение Штейнера на русской культурной почве уже прижилось. Правда, пути в антропософию порой вели через очень личные переживания, как это было в случае с другим известным антропософом того времени - Андреем Белым.

Антропософия. Серебряный век
 Статья / Религия / Теософия / Антропософия. Серебряный век
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:26

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...