all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Тантра / Музыка в тантре

Музыка в тантре


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:23
Музыка в тантре


(Нет голосов)
274 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Музыка в тантре



Тантра и музыка



Ответ: К сожалению, я не сангитачарья и даже не самый обычный музыка нт. Но всё равно с удовольствием прочёл бы на эту тему целую виртуальную (и не только) лекцию :). Тем более что это напрямую связано с моей основной "духовной специализацией" - мантра- и джняна-йогой. Пока ограничусь более кратким сообщением.

Наданусандхана (или просто нада-йога, или нада-садхана) очень важна не только в тантре,
но и практически во всём индуизме. Индуизм просто немыслим без музыки. nAdAnusaMdhAna
(не путать с "нада-садханой"!) означает примерно "внутреннее соединение (сандхана) с
атомарным субъектом-монадой (ану) посредством звука (нада)".

Ещё в древний ведический период жрецы должны были хорошо владеть искусством саманов
(напевов, мелодий рецитации). Некоторые Упанишады и др. тексты ведического канона часто настолько превозносят Самаведу (Веду напевов, вторую среди 4-х Вед), что ставят её выше остальных Вед. Ведический ритуал поклонения (особенно общественный его формы - т.н. "высокий", или шраута, ритуал) сопровождался пением гимнов Ригведы и Самаведы, но без использования каких-либо музыка льных инструментов (это его очень важная особенность!). Когда десятки, а то и сотни, жрецов в унисон рецитируют нараспев Веды, пропевая саманы, это производит сильное впечатление на слушателя, не говоря уже про собственно духовный эффект. Пение саманов чем-то напоминает русское старообрядческое или старовизантийское одноголосие (т.н. знаменный распев), а также немного похоже на ритуальную рецитацию Корана и Торы. Это самая архаичная форма духовной музыки и пения, сохранившаяся и в современном индуизме. В древности поклонение совершалось не в храмах, а на лоне природы. Древние индоарии не знали идолопоклонства. Их религия и общественный уклад очень сильно напоминают ранний этап истории народа Израилева (эпохи Судей).

Древнеарийский ведизм не был ни монотеизмом, ни политеизмом, а являл собой своеобразный
компромисс их обоих. Веды попеременно говорят о Божественном как о Едином и как о
Множественном. (Этот принцип в целом сохраняется и в тантре.) Поклонение Богу/Богам
совершалось через священный огонь под пение гимнов и саманов. Сам призыв (авахана, инвокация) Божеств состоял именно в пении соответствующего гимна Ригведы (чаще всего, первого гимна, посвященного Агни: agni iLe purohitam...) жрецом-хотаром. Хотар призывал Божественное Присутствие в уже зажжённом огне, поддерживая его жертвенными возлияниями масла, сопровождаемые мантрами-риками и ритуальным возгласом: "Сваха!". Хотар (и его помощники) должны были хорошо знать Ригведу, её гимны (сукты) и мантры (рики). После призыва жрец-удгатар ("певец", знаток Самаведы) вместе с помощниками пел Самаведу, по большей своей части повторяющую гимны Ригведы, но с разными музыка льно-кантелляционными дополнительными особенностями, что позволяло использовать разные варианты саманов. Вся основная часть жертвоприношения сопровождалась пением (удгитхой, саманами). (В позднюю эпоху эту функцию удгатаров заменил хор бхактов, распевающих несложные гимны-бхаджаны на санскрите или народных (новоиндийских) языках под сопровождение муз. инструментов.) Тем временем жрец-адхварью (знаток Яджурведы и собственно жертвенного ритуала) приносил положенные жертвы, произнося "прозаические" мантры-яджусы, а жрец-брахман (знаток Атхарваведы и адхйатма-шастр, "наук о Душе", -чаще всего это был жрец-гуру) наблюдал за всем процессом, внутренне медитируя на высший Брахман (и сам в некотором смысле призванный
Его символизировать своим молчаливым присутствием) и лишь время от времени произнося мантры-заклинания из Атхарваведы, призванные устранить замеченные ошибки в действиях хотара, удгатара и адхварью. В более позднюю эпоху брахманами стали называть всех жрецов, что сохраняется и поныне. Поныне сохраняется и значительная часть древнего ведического (шраута) ритуала, хотя многое уже утрачено. Особенно тщательно поддерживается преемственность жреческого искусства рецитации Вед и знание саманов.

Происхождение индийской инструментальной музыки смешанное. Она имеет как арийские, так и местные, дравидийские, истоки. Некоторое влияние на неё оказала также музыка льная культура соседних народов. У древних ариев музыка льные инструменты не использовались в собственно ритуале, но существовали в рамках светской традиции - использовались на свадьбах, существовали боевые барабаны и трубы и т.д. У древних дравидов и их соседей музыка льные инструменты применялись как в народной музыке, так и в храмовой традиции. Позднее эти разные потоки муз. культуры Индостана стали сливаться. В результате постепенно сложились те формы индийской музыки, которые мы сейчас знаем. О том, что именно дравидская традиция внесла в это наиболее ощутимый вклад (также как и в храмовую архитектуру и искусство традиционного танца, особенно стилей бхарат(а)натьям, манипури и одисси), помимо прочих, говорит тот факт, что самая развитая музыка льная традиция Индии и наибольшее число мастеров нада-йоги связаны с дравидским Югом. Особенно со штатом Карнатака. Но и на Севере, в Кашмире и др. частях Индии, тоже была развита музыка льная традиция. Великий Абхинавагупта в своих трудах посвятил немало внимания этой теме. Именно он первым разработал эстетическое учение о расах (букв. "вкусах", т.е. эстетико-эмоциональных переживаниях), связанное в т.ч. и с музыкой.

Музыка в тантре
 Статья / Религия / Тантра / Музыка в тантре
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:23

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...