all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Социальная психология / Педагогическая дилемма

Педагогическая дилемма


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:17
Педагогическая дилемма


(Нет голосов)
432 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Педагогическая дилемма



Конечно, социальные проблемы это проблемы основные, но далеко не единственные. Сейчас мне хочется затронуть два другие вопроса, которые имеют для нас с вами жизненно важное значение. Они тесно связаны с обсуждаемой проблемой. Это вопросы о моем отношении к проблемам педагогики высшей школы и вопрос о качестве лечебной помощи в РФ. Пожалуй, начну издалека.
Моя преподавательская судьба сложилась не совсем обычно. Я окончил Военно-медицинскую академию. Учился хорошо, и поэтому мне была предоставлена возможность пройти двухгодичную специализацию по патофизиологии в лаборатории академика И.Р. Петрова. Затем я был направлен в Дальневосточный окружной госпиталь для создания экспериментальной лаборатории. После увольнения из армии в 1960 г. я собирался уехать домой, в Ленинград. Неожиданно тогдашний ректор Хабаровского медицинского института Серафим Карпович Нечепаев предложил мне занять кафедру патофизиологии. Для меня, молодого человека, только ещё заканчивающего работу над кандидатской диссертацией, это было очень лестное предложение. Лестное и вместе с тем страшное. Ведь я не прошел школу ни ассистента, ни доцента. Педагогического опыта у меня почти не было. А в Ленинграде ждали родные, квартира… Серафим Карпович был удивительным человеком. Он умел убеждать. И я решился. Так Хабаровск стал моей второй родиной. В первые годы было очень трудно. На занятиях я стремился спрашивать каждого студента. При этом студенты не успевали выполнять лабораторные работы. Тогда я сделал основной упор на практическую часть занятия и прекратил школьный опрос. Результаты были ещё хуже: студенты перестали учить теорию. Я стал посещать лекции по педагогике и читать педагогическую литературу. Увы, это помогало мало. Я долго не мог понять, что это за наука такая, где упорно и зачастую бездоказательно повторяют общеизвестные истины вроде того, что необходимо идти от простого к сложному, от частного к общему…Будучи экспериментаторами, мы сами стали проводить педагогические исследования. Начали с изучения выживаемости знаний. Оказалось, что она чрезвычайно низкая. Данные литературы и наш собственный горький опыт убеждали нас в том, что используемая нами классическая педагогическая система или, как её иногда называют, «педагогика мелового периода» не дает и, по-видимому, не может дать глубоких и прочных знаний. Что же делать? Мы ведь не только исследователи. Мы, пожалуй, даже в большей мере – педагоги. Обучение является основным делом нашей жизни. И это основное дело мы делаем… - ну, как бы это помягче выразиться…Впрочем, почему помягче? Будем говорить как есть – делаем плохо. А разве можно жить спокойно, если основное дело своей жизни делаешь не так, как надо. И хуже всего было то, что мы не знали, как надо. Миллион терзаний привел меня в Москву. Там, во 2 медицинском институте мне посчастливилось прослушать курс лекций по педагогике высшей школы очень творческого божьей милостию педагога Владимира Павловича Беспалько. Тогда-то я и понял, что рождается новая современная количественная педагогика. Было это около 30 лет тому назад.
Вы можете меня спросить, зачем я все это вам рассказываю и главное, какое это имеет отношение к медицинским проблемам. Самое непосредственное. Чтобы успешно бороться с заболеваемостью, надо много знать, надо очень много знать и уметь, причем знания должны быть глубокими и прочными. Классическая дидактическая система таких знаний дать не может. Как вы думаете, почему наилучшие достижения древних метателей диска не превышали 30 метров, а сегодня рекорд приближается к 72 м, т.е. возрос почти в 2,5 раза? Почему Сергей Дидыка на 111 кг (!) превысил первый рекорд мира в толчке, установленный в 1898 г. австралийцем Вильгельмом Тюрком? Почему первый олимпийский чемпион по марафонскому бегу грек Спирос Луис, участвуй он в сегодняшних соревнованиях, занял бы только трехтысячное место, пропустив вперед не только мужчин, но и сотни женщин. Может быть, люди стали сильнее своих далеких предков? Может быть, изменились и стали крепче их мышцы и связки? Скорее – наоборот. В чем же дело? Дело в отборе и методах обучения. Правильное обучение способно делать чудеса. Отбор в высшие учебные заведения у нас проводится (хотя и тут методы отбора нуждаются в усовершенствовании). А методы обучения? В течение 20 лет мы вели педагогические исследования. Это стало второй научной проблемой нашей кафедры. Мы участвовали в разработке и апробации новой педагогической системы. В связи с этим на базе нашей кафедры 20 лет тому назад была создана межвузовская кафедра педагогики Хабаровского края. Многие коллеги относились к этому весьма неодобрительно. «Занимайтесь изучением своих патофизиологических проблем», - говорил мне проректор по научной работе профессор А.К. Пиотрович. А мы без педагогических исследований уже не могли. Ведь от этого зависело качество нашей преподавательской деятельности.

Педагогическая дилемма
 Статья / Психология / Социальная психология / Педагогическая дилемма
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:11:17

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...