all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Воля к жизни


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:51
Воля к жизни


(Нет голосов)
181 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Воля к жизни



Э. Фромм. Воля к жизни



Собранные врачами примеры свидетельствует о том, что во многих сферах деятельности люди стараются сохранить свое здоровье, однако зачастую проявляя недостаточно твердости, когда речь идет об угрозе их жизни. Но прежде всего нужно признать, что подобное пренебрежение заботой о собственной жизни наблюдается не только в медицине. Иррациональное поведение представляется еще более удивительным, когда мы обнаруживаем его в таких сферах человеческой деятельности, как ядерное оружие и разрушение экологии. Ни для кого не секрет, что варварское отношение к природе создает угрозу полного уничтожения не только отдельной страны, но и всей жизни на планете. Тем не менее люди ничего не делают для того, чтобы этого избежать. Не буду отрицать, что в обеих упомянутых областях предпринимались попытки изменить сложившееся положение, однако на фоне существующей ныне огромной опасности они были столь ничтожны, что их можно было бы сравнить со стремлением больного раком излечиться при помощи аспирина.

Действительно, пришло время осознать, что проблема очень серьезна — речь идет не о профилактике заболевания, а о сохранении самих основ нашей цивилизации. Удивительно, что люди культуры, традиционно постулирующей идею всеобщего благополучия и счастья для максимального числа живущих, своим поведением производят впечатление безумцев, для которых жизнь или смерть не имеет принципиального значения. Этот феномен можно объяснить лишь наличием у человека «иллюзии бессмертия», суть которой заключается в неверии каждого конкретного индивида в возможность собственной смерти и как следствие в практически полном нежелании как-либо ей противостоять.

Одна из главных причин упомянутого явления состоит в очевидной невозможности представить реальность своей смерти, хотя человек и думает о ней. Вследствие этого можно сделать вывод, что сама наша культура, как бы отрицающая действительность смерти человека, создает почву для появления «иллюзии бессмертия».

Ни для кого не секрет, что все, имеющее отношение к смерти, человек нашей культуры невольно пытается как-то завуалировать: покойника гримируют, процесс похорон усилиями профессионалов из бюро ритуальных услуг приобретает статус какого-то социального события. При этом во главу угла ставится сама процедура, а чувство горя всеми способами стараются подавить. По моему мнению, это отрицание смерти обусловлено коренящимся в нашей культуре отчуждением человека от природы.

Начиная с эпохи Возрождения, человек рассматривает природу с позиций завоевателя. Он испытывает чувство гордости оттого, что способен подчинить ее своей воле. Стремясь ощутить себя всесильным и всеведущим Богом, он ценой огромных усилий создает в соответствии со своими замыслами новый мир, основанный на достижениях науки и техники.

Смерть выявляет ложную сущность человеческой мифологии. Она очерчивает границы возможностей созданной человеком техники. При этом простое отрицание очевидного становится первым побуждением, вызванным желанием противостоять невыносимой реальности безжалостных фактов. Если же это невозможно сделать, опираясь на науку, то человек согласен ограничиться тем, что в повседневной жизни старается избегать разговоров о смерти, даже употребления таких слов, как «смерть» и «умереть». Сравнивая воззрения большинства предшествующих цивилизаций, рассматривавших человека как часть природы, а не как ее завоевателя, с представлениями современной культуры, приходится признать этот феномен отрицания наиболее очевидным.

Особенности организации нашего социума обусловливают и еще один связанный с этим аспект, который я хотел бы отметить. Очевидно, что в основе нашего общества лежат принципы эгоизма и непреодолимого себялюбия. В частности, индивид считает, что достижение его личных интересов обеспечивает общее благополучие. Единственным обстоятельством, при котором данное положение становится неактуальным, является война. Во время войны наблюдается практически невозможное в условиях мирной жизни возрастание степени человеческой солидарности и чувства взаимной ответственности. Это обстоятельство, рассматриваемое с позиций нравственности, без сомнения, выставляет наше общество в весьма неприглядном свете. Приходится признать, что для общественного устройства начиная с примитивных и средневековых обществ и до начала индустриальной эпохи понятия солидарности и сопереживания являлись основополагающими. В нашей жизни, несмотря на все клятвы и заверения, этого нет, и поэтому меня вряд ли на самом деле затрагивает смерть моего ближнего. Я не испытываю по отношению к нему чувства сострадания, и меня не слишком волнует его судьба. Я лишь осознаю, что «ему не повезло», в то время как мой эгоизм подсказывает мне: «Конечно, это чрезвычайно неприятно, но со мной подобного никогда не произойдет». Мне кажется, что слова «со мной подобного никогда не произойдет» свидетельствуют о безграничном человеческом эгоизме, сопоставимым в отношении последующих поколений с известным принципом «после нас — хоть потоп!».

Воля к жизни
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:51

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...