all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Типы мышления


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:50
Типы мышления


(Нет голосов)
485 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Типы мышления



Психология



Только при достаточно глубоком и ригидном «врастании» человека в ту или иную позицию, при её преимущественной «интериоризации» и доминировании, можно говорить о соответствующем «чистом» типе мышления и переносить типологическую характеристику мышления на всего человека и его профессиональную деятельность. В этом случае «психологом-практиком» можно назвать человека, у которого практический тип психологического мышления значительно преобладает как количественно, по времени нахождения человека в позиции «практика», так и качественно, по систематической выраженности у него оснований данной типологии. Так, по первому основанию, т.е. по способу образования используемых понятий, практическое мышление психолога характеризуется тем, что оно опирается на представления о свойствах и отношениях человека, о его состояниях (стресс, транс и пр.) и «компонентах» (бессознательное, либидо и пр.), выработанные в личном опыте, в терапевтической, консультативной или учебной работе, а также на «здравый смысл», на интуитивные чувства и представления о человеке и о своих отношениях с ним. По второму основанию практический тип мышления психолога определяется его направленностью на психологические проблемы конкретного человека, которые становятся при этом предметами изучения и мышления. Наконец, задачи психолога-практика состоят в основном в том, чтобы в процессе психотерапии, консультирования или обучения помочь человеку решить его личные, деловые или учебные проблемы, изменить его установки и состояния, личностные свойства и отношения, способы общения с людьми, обращения с предметами и пр.

Характерный для эмпирического типа мышления способ образования понятий состоит в выделении в предметах мышления общих для них произвольных или наглядных признаков, что приводит к «понятиям-емкостям» по Р.Арнхейму, «комплексам или синкретам» по Л.С.Выготскому, к «эмпирическим понятиям» по В.В.Давыдову (см. Приложение к докладу). Такие понятия несут в своем содержании логически не организованный и бессистемный (не целостный) набор признаков изучаемых предметов и наглядных представлений о них. Примером эмпирически образованного понятия может служить значение такого словосочетания как «образ мира», когда оно определяется путем перечисления мыслимых в его составе случайных и разнородных психических образований — каких-либо чувственных образов вещей, значений и смыслов, установок и ожиданий, мотивов и целей, отношений человека к чему-либо и пр. При таком представлении об «образе мира» может декларироваться его целостность, многомерность и другие свойства, но механизмы возникновения этих свойств в эмпирическом мышлении не раскрываются и не могут быть «выведены» из эмпирических представлений об образе мира.

Предмет эмпирического мышления психолога определяется его направленностью на получение, обработку и осмысление результатов анкетирования, тестирования, шкалирования и экспериментирования. Этот тип мышления соотносится также со склонностью к самонаблюдению, к стандартизированному изучению мнений и настроений групп людей, их профессиональных и личностных свойств, отношений к разным предметам. Эмпиричность мышления психолога может выражаться также в том, что ставя и решая задачи поиска и описания наблюдаемых фактов и зависимостей в изучаемом материале, он ограничивается построением их эмпирических (факторных, корреляционных и пр.) моделей. При этом отрицается возможность понимания и объяснения наблюдаемых закономерностей на основе каких-либо обобщенных теоретических принципов или «законов», что мотивируется уникальностью психики каждого человека, его свободой, отсутствием в его поведении строгого причинного детерминизма и пр.

Теоретическому типу мышления соответствует такой способ образования понятий, который состоит в выделении (в «содержательном абстрагировании») из предметов мышления системы их обобщенных и существенных свойств и отношений, из которых «дедуктивно», на основании определённых принципов и правил, можно вывести более частные свойства этих предметов. Как пишет В.В.Давыдов: «Благодаря содержательному абстрагированию человек вычленяет исходное отношение некоторой целостной системы и при мысленном восхождении к ней удерживает его специфику…. содержательное обобщение совершается путем анализа некоторого целого с целью открытия его генетически исходного, существенного, всеобщего отношения как основы внутреннего единства этого целого… Абстракция и обобщение содержательного типа получают свое выражение в форме теоретического понятия, которое служит способом выведения особенных и единичных явлений из их всеобщей основы» (Теория развивающего обучения. 1996, с.66-67). Такой способ образования понятий приводит к «понятиям-типам» по Р.Арнхейму или к «теоретическим понятиям», через которые в мышление психолога в идеализированных формах включается «вся совокупность человеческой практики» (А.Н.Леонтьев).

Типы мышления
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:50

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...