all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Идеология


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:36
Идеология


(Нет голосов)
256 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Идеология



Идеология и харизма


Идеология и идеобаллия

Когда заходит речь об идеологии вообще и в частности, то мы сталкиваемся с одним и тем же противоречием: речь идет о дискурсе, отражающем определенные интересы, в то время как путь к реализации этих интересов намечен недостаточно. Ясно, что без такого компонента, как экспансия, идеология теряет свой смысл. Она, собственно, создана для того, чтобы распространяться. Мы предлагаем концепт, который объединил бы и производство идеологии, и ее распространение в единый процесс.

Идеобаллия (idea — др. греч. общее свойство, идея, начало, основание, принцип, ballo — др. греч. бросать, кидать, метать) — деятельность, объединяющая в себе производство идеи и ее распространение в коммуникативном пространстве. Идеобаллия как род деятельности обеспечена соответствующей потребностью. Эта потребность фундирована тем, что всякий стремится легитимировать свои склонности, преференции, действия.

Идеобаллическая потребность (далее ИП) определяется именно единством производства идеи и ее распространения, начиная от «мелкомасштабных» индивидуальных принципов вплоть до крупномасштабных идеологий вкупе с желанием распространять эту идеологию. Ясно, что эти два процесса связаны друг с другом неразрывно. Легитимация любой идеи ставит ее в положение некоего правила, которое годится как минимум более чем только для одного автора идеи (или ее транслятора).

Мы расширяем идеобаллию за пределы традиционного социологически ориентированного понятия идеологии (см. вышеприведенные определения) связывая ее отчасти и с психологическим дискурсом.

ИП реализуется в стремлении личности включить Другого в пространство собственной идеологии, а лучше всего — других. Причем количество этих Других в идеале стремится к большим числам (по принципу, чем больше, тем лучше). Сразу ясно, что ИП состоит из трех основных моментов: производство идеологии, распространение ее в пространстве, рекрутирование максимального количества последователей этой идеологии. Мы уверены, что ведем речь о весьма распространенном феномене, существующем в социальном пространстве повсеместно. Конечно, всякий идеобаллический дискурс — дискурс власти.

Пространственная структура идеобаллического движения носит своего рода центробежный характер. Двигаясь от некоего экзистенциального центра к периферии, идеобаллия стремится к расширению своих границ. При этом существование границ необходимо, ибо ими отделяется пространство одной идеологии от другой, враждебной, или же конкурентной.

Уровни функционирования.
Существует несколько уровней функционирования идеобаллии. В первую очередь — это уровень индивидуальный, т. е. набор правил и принципов, которыми тот или иной человек руководствуется в жизни. То, что идеология может быть ограничена всего лишь одним индивидом, разумеется, при ближайшем рассмотрении оказывается иллюзией.

Другой уровень — микросоциальный. Идеология может ограничиваться пространством малой группы — семьи или уличной банды. Здесь важно то, что пространство функционирования идеологии заранее ограничено и не допускает возможности расширения.

И, наконец, макросоциальный уровень. Идеологии, функционирующие на этом уровне, широко известны и собственно являются предметом изучения «идеологологии», науки по исследованию идеологии, которая реально существует со времен Дестюта де Траси.

Идеобаллия легитимирована некими вызовами. Идеология не существует ради себя самой. Можно предположить, что ИП ищет вызовы, для того, чтобы поддержать собственное существование. Идеобаллия ищет под свою теорию практику, ее сохраняющую и расширяющую.

Идеобаллическое сообщество
Идеобаллическая потребность удовлетворяется людьми на протяжении множества веков. Эта потребность сформировала в обществе целый класс своего рода. В обществе давно осуществлена специализация идеобаллии.

Издавна существуют идеобаллические «профессии» — философ, священник, миссионер, политик. Распространены также и маргинальные варианты существования идеобаллических персонажей — сектант, революционер, т.н. «неформальный» лидер. Одно из главных направлений удовлетворения идеобаллической потребности — формирование идеобаллического сообщества (далее — ИС). Этот вид сообщества существует в различных редакциях, но имеет свои инвариантные свойства.

Итак, для ИС типично следующее:

1. Единая идеология.


Идеология
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:36

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...