all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Психоанализ / Школьная адаптация

Школьная адаптация


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:30
Школьная адаптация


(Голосов: 1, Рейтинг: 3)
427 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Школьная адаптация



Психоанализ. Школьная адаптация


Когда говорят о школьной дезадаптации, прежде всего, подразумевают плохую успеваемость или "плохое " поведение ребенка. Школа - социальный институт, имеющий определенную функцию, обучение детей. Следовательно, все то, что не соответствует этой функции или ей препятствует, считается дезадаптацией к этому институту, т.е. к школе. Между тем, школа, это место, где ребенок должен провести ни много, ни мало 11 лет, и, весьма желательно, чтобы эти годы были для него достаточно счастливыми. Мы, взрослые, чрезмерно идеализируем детство и, в особенности, школьные годы. Память человека избирательна, особенно в отношении ранних периодов жизни. Между тем, специалистам, работающим с детьми, нередко приходится сталкиваться с тем, как порой тяжелы оказываются для ребенка школьные годы.

Что же такое, адаптация к школе?
Прежде всего, это когда ребенок охотно идет в школу. И первый раз в первый класс, и через год, и через три. Некоторое снижение мотивации к учебе может наблюдаться лишь в подростковом возрасте: когда, как говорят, играют гормоны, может, знаете ли, быть и не до учебы - это нормально (конечно в разумных пределах).

Первый раз в первый класс, как правило, все дети идут с охотой. Нежелание идти в школу может появиться с первыми трудностями в обучении, но чаще всего это бывает следствием несложившихся взаимоотношений со сверстниками или учителем. Поэтому надо всегда помнить, что далеко не всегда нежелание ходить в школу связано с нежеланием учиться. Также как и желание ходить в школу не то же самое, что желание учиться. В подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость никак не зависит от умственных способностей ребенка.

Другой проблемой является "плохое " поведение ребенка. Чаще всего кажется, что хорошая успеваемость является следствием "хорошего " поведения. Складывается мнение, что ребенок хорошо учиться, потому что "хорошо " себя ведет. Часто оказывается именно так. Но надо ли прибегать к "палочному методу " для того, чтобы заставить ребенка "хорошо " себя вести? Ведь, чаще всего, "плохое " поведение бывает своеобразным протестом на сложившуюся в школе или семье ситуацию и никак не связано с его желанием (или нежеланием) учиться. Тем более бывает недопустимым снижение оценок за успеваемость из-за плохого поведения ребенка! Дети, возмущающие спокойствие в классе, часто недолюбливаются учителями, если не сказать больше, что запускает порочный круг школьной дезадаптации.

Не менее трагичной бывает ситуация, когда ребенок хорошо учиться, даже на отлично, и даже, является любимчиком учителя. Такие дети часто оказываются изгоями в классе, хотя и не вызывают беспокойств ни у учителя, ни у родителей. Это тихие страстотерпцы, претерпевающие муки школьной дезадаптации на радость маме и учителям. Такие дети оказываются распятыми на школьной доске почета на всю школьную жизнь.

Из краткого обзора вариантов школьной дезадаптации легко можно сделать вывод, что она может вызываться индивидуальными особенностями ребенка, взаимоотношениями внутри семьи и условиями в школе. Почти всегда все эти факторы очень плотно переплетены и взаимосвязаны.

Важно отдавать себе отчет в том, что средняя школа и является той самой "школой жизни ", которая закладывает не только учебные знания и умения, которые пригодятся во взрослой, прежде всего профессиональной деятельности, но и отношение и к знаниям, и к будущей профессиональной деятельности, формирует стиль взаимоотношений с людьми, умение уживаться с окружающими, дружить и, в конце концов, способность любить и быть любимым. Все что будет дальше: успешная учеба в институте, престижная и любимая работа, крепкая и здоровая семья - является, в конце концов, результатом того, адаптировался ли ребенок к школе, и как быстро и гармонично произошла эта адаптация.

Успешность в жизни взрослого человека на 99% зависит от его успешности в школьные годы. Под успешностью в школе надо понимать не только хорошие оценки и "примерное " поведение, а, прежде всего, как ребенок сумел вписаться в школьный коллектив и насколько был признан школьными учителями. А гармоничность и своевременность школьной адаптации зависит от того, чего он смог достичь, а что ему удалось избежать до момента поступления в школу. Избежать и бояться этого всю жизнь!

::

Когда ребенок поступает в школу, родители, во многом, теряют свое главенствующее значение в воспитании ребенка: самым значимым для него теперь должен стать первый учитель, а в подростковом возрасте сверстники и те, уникальные в своем таланте педагоги, которым удается поддерживать взаимопонимание с подростком (чаще это бывают не школьные учителя, а руководители спортивных секций или кружков). Но до школы все находится в руках родителей и, что посеешь до шести лет, то и пожнешь в школе. Ребенок, выросший в среде здоровых семейных отношениях сумеет адаптироваться даже к тяжелым условиям в плохой школе.

Школьная адаптация
 Статья / Психология / Психоанализ / Школьная адаптация
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:30

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...