all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Психология / Психоанализ / Мир бессознательного

Мир бессознательного


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:28
Мир бессознательного


(Нет голосов)
206 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Мир бессознательного



Детская психология



Таким образом, грудные дети могут быть без слов ориентированы в определенном направлении, будучи погружены в мир бессознательного своих матерей или нянь. Все, что дети переживают в это время, может наложить на них мощный отпечаток. Поскольку на сознательном уровне они не понимают, что происходит, впоследствии им бывает очень сложно определить, что именно случилось. Символически эту ситуацию представляет движение Солнца по XII дому после восхода: очевидно, что-то есть, что-то происходит, но это что-то скрыто и недоступно сознательному восприятию. Маленький ребенок уже запрограммирован, он уже успел многое узнать, но развитие эго только началось, и ему предстоит еще долгий путь.

Младенчество - чрезвычайно важный возраст еще и в связи с развитием коры головного мозга, и это можно видеть на примере того, что происходит в области Брока (речевой центр мозга). Обратимся к рисунку 1. В течение первых месяцев после рождения плотность сети нервных клеток увеличивается ошеломляющими темпами; таким образом, связь между клетками головного мозга неуклонно растет. Очевидно, в том случае, когда в первые годы жизни дети лишаются определенных впечатлений, какие-то связи не возникают. Так в эти первые годы жизни появляется как бы основа или сетка для того, чтобы мы могли ткать свою дальнейшую жизнь. Если в ней не хватает каких-то нитей, то во взрослой жизни нам будет очень сложно соединять части нашей «ткани».

В аналитической психологии принято считать, что коллективное бессознательное присутствует в каждом из нас при рождении и что сознательный разум развивается позднее. Это имеет различные последствия. Ребенок связан со своими родителями и с остальным миром посредством своего бессознательного. У него нет сознания, нет механизма вытеснения, который помогал бы ему справляться с неприятными впечатлениями. Он открыт и реагирует на желания, напряжения и прочие проявления бессознательного своих родителей. Мать, которой ребенок неприятен, но которая играет роль «милой, доброй мамочки», безусловно, произведет на него негативное впечатление. Ребенок неизбежно будет реагировать не на тот спектакль, который она разыгрывает перед посторонними, а на то подавленное, вытесненное отношение к нему, которое другим не видно; или, точнее, на ее напряжение, являющееся следствием вытесненного из сознания отношения к ребенку.

Фрэнсис Уикс посвятила этой теме значительную часть своей книги «Внутренний мир детства», а Карл Юнг высказывается по этому поводу в предисловии к этой книге. Он пишет: «...то, что оказывает наибольшее воздействие на детей, исходит не из состояния сознания их родителей, но из ситуации, сложившейся в их безсознательном. Это вызывает беспокойство озабоченных вопросами нравственности родителей, ибо как бы они ни старались, то, что более или менее поддается контролю, а именно сознание и его содержание, представляется не слишком действенным по сравнению с бесконтрольным и неконтролируемым влиянием психического фона. Таким образом, родителям особенно важно изучать проблемы своих детей в свете своих собственных проблем».

Очень существенно также замечание, которое делает Юнг на основе личного опыта. Он утверждает, что наиболее сильное воздействие на детскую психику оказывает непрожитая жизнь их родителей (и предков). Юнг имеет в виду ту часть жизни родителей (и/или бабушек и дедушек), которую они могли бы пробить, если бы не «вышли из игры», придумав некие отговорки. По мнению Юнга, так закладывается основа для серьезных неприятностей в будущем.

Мир бессознательного
 Статья / Психология / Психоанализ / Мир бессознательного
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:28

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...