Статья / Психология / Психоанализ / Эмоциональная напряжённость
Эмоциональная напряжённость
Эмоциональная напряжённость
Психоанализ. Эмоциональная напряжённость Деятельность человека побуждается и направляется мотивами , отвечающими тем или иным потребностям человека. Регулирующая функция мотивов проявляется прежде всего в побуждении деятельности , её “ энергетизации ”.
Но мотивы обладают и другой функцией , которую А. Н. Леонтьев называет смыслообразующей. Эта функция имеет особое значение , так как связана со специфическим отношением мотива к цели , условиям её достижения , к внешней ситуации. Дело в том , что в ходе деятельности человек не только определяет свойства предметов и явлений окружающего мира , но и оценивает их применительно к своей жизни , своим потребностям , установкам , признаваемым ценностям. Эту роль и выполняют мотивы. “ Их функция , взятая со стороны сознания , состоит в том , что они как бы “ оценивают ” жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах – придают им личностный смысл …”. Таким образом , последний выражает значение деятельности для субъекта , он задаётся через мотив и обусловливает субъективную окрашенность , пристрастность психического отражения.
Таким образом , в сложных условиях цель деятельности , внешние условия и способы осуществления действий выступают перед субъектом не только в своих объективных свойствах , но и в своём значении или смысле для него , для его жизни. Иными словами , объективное содержание может не совпадать с тем значением , которое они имеют для данного субъекта , т. е. со смыслом. Этим в значительной мере и объясняются факты вариативности поведения разных лиц в одной и той же сложной ситуации. С этой точки зрения психическая напряжённость возникает в ситуациях , которые должны относиться , по выражению Эппли и Трамбалла , к “ значительным событиям в жизни человека ”, а это , как уже говорилось , определяется его мотивами.
Учитывая роль мотивов в структуре деятельности , можно ожидать , что их содержательные характеристики будут по-разному сказываться на состояниях психической напряжённости. Наенко Н. И. попыталась обосновать это экспериментально. Она актуализировала в ходе исследования у испытуемых два мотива : процессуальный и самоутверждения.
Процессуальный мотив имеет прямое отношение к проявлению функциональных возможностей человека и лежит в основе самого процесса деятельности. Потребность в деятельности как таковой , в функциональной нагрузке обладает большой побудительной силой : она выражается в активном отношении человека к самой задаче , его стремлении испытать и выявить свои способности. В этом случае человек испытывает своеобразное удовлетворение от усилия как такового , от преодоления трудностей , поэтому он может заниматься какой-либо трудной деятельностью ради неё самой , а не просто ради того , чтобы “ приблизиться к объекту или избежать его ”. Самый процесс деятельности при этом как бы обеспечивает её непрерывное побуждение. Это происходит за счёт поддержания ориентировочно-исследовательской деятельности по отношению к задаче : само выполнение последней выступает как сложный , по существу неисчерпаемый комплекс свойств и отношений , раскрытие которых всё больше и больше стимулирует человека к продолжению процесса деятельности. Таким образом , осуществление деятельности становится потребностью , которая выражается в глубоком интересе человека к её результату , в непосредственной увлечённости её процессом.
К мотиву самоутверждения относятся такие характеристики человеческой мотивации, как “ стремление актуализировать свои потенциальные возможности ”, “ потребность в хорошей репутации или в престиже , положении , признании другими ”, “ потребность в устойчивой , твёрдо обоснованной , как правило высокой оценке самого себя , самоуважении и уважении других ”.
Полученные результаты позволили довольно чётко выделить два вида психической напряжённости , один из которых был назван операционным , а другой – эмоциональным. Состояние операционной напряжённости возникало как результат относительно нейтрального подхода испытуемого к процессу деятельности и характеризовалось доминированием процессуального мотива. В отличие от него состояние эмоциональной напряжённости характеризовалось интенсивными эмоциональными переживаниями в ходе деятельности , оценочным , эмоциональным отношением человека к условиям её протекания. В связи с тем , что психическая напряжённость возникает в условиях отражения сложной и поэтому значимой ситуации , отношение человека к выполняемой задаче не является индифферентным в обоих случаях , оно всегда эмоционально насыщено , но удельный вес эмоционального компонента в обоих видах напряжённости неодинаков.
Эмоциональная напряжённость
|
Статья / Психология / Психоанализ / Эмоциональная напряжённость
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|