all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Структурный анализ


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:02
Структурный анализ


(Нет голосов)
472 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Структурный анализ



Структурный анализ в психологии


Процесс анализа личности в терминах Я-состояний называется структурным анализом. Он подразумевает диагностирование и отделение одной модели Я- состояния от другой. При этом используется структурная диаграмма, отражающая все компоненты личности, выявленные на данном этапе анализа (рис. 1). Все три состояния четко отделены друг от друга. При дальнейшем анализе Я-состояния можно выделить не новые Я-состояния, а разновидности дСтруктурный анализанного Я-состояния. Такой анализ может быть чрезвычайно детальным, и его называют структурным анализом второго порядка.

Основные характеристики Я-состояний

РОДИТЕЛЬ.

В этом состоянии человек делает, действует и думает так, как это делали родители. Люди нередко удивляются, когда некоторые их установки и жесты схожи с соответствующими чертами поведения их родителей. Это особенно характерно для тех, кто возмущался против родителей и потратил много энергии, чтобы от них отделиться. Родительское состояние можно подразделить на доставляющие как структурно (по содержанию Я-состояния), так и функционально (по тому, как функционирует Я-состояние). Структурно Родительское Я-состояние включает в себя Родителя, Дитя и Взрослого.

Функционально состояние Родитель подразделяется на критическое и заботливое. Критическое состояние Родителя проявляется как набор произвольно установленных строгих правил (обычно запретительных), которые могут гармонировать или не гармонировать с правилами, установленными для себя данной личностью. Критический Родитель хранит в себе определенные заповеди, запреты, нормы, традиции, всю совокупность предрассудков. В этом состоянии человек учит, направляет, оценивает, запрещает, проводит границы, все понимает, не сомневается, ищет виновного, иронизирует, за все отвечает и за все требует. Он использует такие формулировки как "Ты должен ", "Это нельзя ", "Надо делать так ". "Прекрати это немедленно " и т.д. Заботливый Родитель выражается через проявление таких качеств, как тепло, ободрение, готовность помочь, сочувствии "Не вешай нос ", "Хорошо получилось ", "Не ломай себе голову ", "Я могу вас понять " и т.п.

Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Во-вторых, благодаря Родителю, многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя более важным проблемам. При этом обыденные вопросы можно оставлять на усмотрение Родителя.

ДИТЯ.

Это совокупность чувств, привычек и моделей поведения, являющиеся следами детства человека. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). В этом состоянии проявляются реакции и побуждения, характерные для детского возраста.

Состояние Дитя структурно разделено на три компонента: Дитя в Дитя (изначальное ощущение себя младенцем). Взрослый в Дитя (способный к интуитивным догадкам и творчеству, которого Берн назвал "Маленький Профессор ") и Родитель в Дитя (ранний невербальный уровень освоения родительских форм поведения и чувствования).

С точки зрения функционирования выделяются три уровня: приспосабливающийся, бунтарский и свободный (естественный) Ребенок. В приспосабливающемся состоянии люди повинуются, заучивают наизусть, чувствуют себя виноватым или беспомощным, стыдятся, замыкаются в себе, требуют одобрения, обижаются на кого- либо, опасаются чего-либо, предъявляют повышенные требования к себе. Приспосабливающийся Ребенок использует такие выражения, как "Я попробую ", "Почему всегда Я? ", "Я не смогу этого сделать ", "Я 6оюсь ", "Я хотел бы ". Оно ориентировано на то, что, как кажется человеку, ожидают от него.

На бунтарское состояние оказывают влияние требования людей, которые не соответствуют личным желаниям человека. В таком состоянии человек протестует против более сильных и авторитетных людей, капризен, своенравен, груб, непослушен и агрессивен: "Я этого не хочу ", "Оставьте меня в покое ", "Проклятье ".

Дитя в свободном состоянии радуется, сердится; исследует мир, изобретает, смеется и плачет, не заботится о морали. Это естественный ребенок без следов влияния на него родителей. В нем проявляется игривость, спонтанность, любознательность, наивность, непосредственность, нелогичность, импульсивность, непредсказуемость, хитрость, мечтательность. Он говорит: "Я хочу ", "Шикарно ", "Мне без разницы ". Э. Берн считал естественного Ребенка наиболее ценной частью личности.

Структурный анализ
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:06:02

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...