Индикатор желаний
Индикатор желаний
Мобильный индикатор желаний На первый взгляд, мобильный телефон – не более чем удобное приспособление, мало чем отличающееся от других полезных бытовых приборов. Хотя в действительности он относится к той категории предметов, которые влияют не только на бытовую сторону нашей жизни, но и на само наше поведение. Мы больше не обязаны строить долгосрочные планы – в любой момент в них можно внести коррективы, сообщив об этом друзьям, родным или деловым партнерам. Мобильник в значительной степени избавил нас от тревоги за близких: теперь нам достаточно просто набрать номер и удостовериться, что с ними все в порядке. Телефон спасает нас от одиночества, позволяя в любую минуту услышать голоса дорогих людей, и дарит ощущение собственной востребованности («Мне часто звонят – значит, я нужен!»).
Искуcственная реальность
Румынская фирма «Симеда» выпустила приставку к мобильным телефонам, позволяющую сопровождать свои слова определенными звуками: автомобильной пробки, кабинета дантиста… Лгать становится все легче. «Люди, которые привыкли обманывать, будут продолжать делать это и без всяких технических ухищрений, – говорит социальный психолог Тахир Базаров, – все зависит от желания партнера или начальника попадаться на эти уловки». Но здесь есть другой аспект – дальнейшая виртуализация нашей жизни. «Говоря неправду, мы строим искусственную реальность, – продолжает Тахир Базаров. – В некий момент человек может перестать понимать, в какой реальности он пребывает, где находится в действительности – дома или все-таки в пробке». Так что невинная, казалось бы, ложь по мобильному способна не только сгладить какую-то проблемную ситуацию, но и нанести урон самоидентичности.
Быть вне доступности
Времена, когда, покинув дом, мы могли раствориться в необозримом пространстве мегаполиса и ощутить себя полностью свободными, остались в прошлом. Мобильник в какой-то степени ограничивает суверенитет человека: с помощью сотового наша частная жизнь делается более прозрачной. Теперь каждого из нас можно без труда в любой момент достать звонком. Более того, если телефон не отвечает, информацию можно отправить «эсэмэской», а отсутствие ответа на нее интерпретировать по-своему.
Иногда после деловой встречи мне не хочется возвращаться в офис, – рассказывает 31-летний Андрей. – В такой ситуации я предпочитаю сказать начальнику, что встреча затягивается, и вместо того, чтобы тащиться обратно на работу, спокойно еду домой, к друзьям или куда мне угодно.
В разумных пределах подобное поведение объяснимо. «Ложь по телефону в ответ на вопрос «Где ты?» – естественная защитная реакция, попытка человека хоть как-то компенсировать постоянное сужение его личного пространства, – поясняет психотерапевт Татьяна Ребеко. – Другое дело, если это происходит систематически. В таком случае следует прислушаться к себе и попытаться понять, почему же вы так часто говорите неправду. Вероятно, такое поведение не имеет отношения к мобильнику – возможно, вы получаете удовольствие от постоянных мистификаций, не всегда задумываясь о том ущербе, который можете нанести чувствам других людей».
Фильтрую – значит контроли
рую
Некоторых своих знакомых – тех, с кем мне не хочется поддерживать отношения, – я включила в «черный список», для которого настроила особую мелодию, – говорит 22-летняя Лидия. – Теперь, если я слышу «Болеро» Равеля, я даже не вытаскиваю мобильник из сумки, чтобы узнать, кто мне звонит.
Практика фильтрации звонков известна едва ли не каждому пользователю мобильной связи: ссылаясь на технические неполадки, мы можем уклониться от разговора, а можем и вовсе «закрыться» для общения, отключив телефон или выключив звонок. Однако многим из нас подобное решение дается непросто. «Люди с обостренным чувством ответственности и те, кто и в реальной жизни с трудом отказывает другим в их просьбах, испытывают по поводу сознательно пропущенных звонков сильное чувство вины, – продолжает Татьяна Ребеко. – Каждый раз, пропустив вызов, они ищут оправдание своему «проступку». «Я чувствую себя неловко даже тогда, когда не могу снять трубку по вполне объективным причинам, – рассказывает 34-летний Олег. – Когда же я сознательно сбрасываю звонок, на душе всегда остается неприятный осадок. Понимаю, что это глупо, но каждый раз такое чувство, будто я грубо оттолкнул ни в чем не виноватого человека».
Мы нуждаемся в том, чтобы наши слова и поступки были оценены обществом и нами самими как хорошие или хотя бы нейтральные. «Один из самых распространенных защитных механизмов психики, позволяющий нам сделать свое поведение морально приемлемым, – это рационализация, – поясняет Наталья Избуцкая. – В случае с фильтрацией звонков самый простой способ избавиться от чувства вины – это переложить ответственность с себя на производителей мобильников – в конце концов, функции, позволяющие манипулировать информацией, разработали именно они». Однако сами производители мобильных телефонов видят ситуацию иначе. «Некоторые модели телефонов марки Siemens BenQ оснащены функцией фильтрации звонков, и все модели дают возможность разделения адресной книги на разные группы – например, «семья», «офис» или «VIP». Однако это ни в коей мере не означает, что мы навязываем нашим пользователям ту или иную стратегию поведения, – поясняет руководитель отдела маркетинга ООО «БенКью Мобайл» Наталья Макарова. – Ни одна из опций, позволяющих отказываться от общения с тем или иным абонентом, не устанавливается по умолчанию, а это значит, для ее активации человеку необходимо совершить осознанное волевое усилие. Мы стремимся предоставить пользователям наших телефонов максимум возможностей, но как именно ими пользоваться – полностью зависит от них самих».
Индикатор желаний
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|