all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Блуждающие сны


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:49
Блуждающие сны


(Нет голосов)
363 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Блуждающие сны

 


Практическая психология. Блуждающие сны


Погружение в сон — естественное завершение каждого прожитого дня. Считают, что сон восстанавливает силы, лечит дневные раны, освобождает от тревог. Но в то же время повторяющийся ночной кошмар может надолго лишить человека покоя. Значение сна, происхождение сновидений до сих пор во многом представляют загадку для учёных.

Зачем мы спим? Казалось бы, нет никакой необходимости отключать сознание для того, чтобы дать организму отдых. Тем более непонятно назначение сновидений. Почему мозг, вместо того чтобы отдыхать, активно трудится, сочиняет истории (нередко страшные или неприятные)? Зачем пугает сам себя, доводит до отчаяния, загоняет в тупик, из которого нет ни малейшей надежды выбраться, и затем возвращается в бодрствующее состояние? Неужели есть польза даже от ночных кошмаров?
Толкование сновидений

В V веке до н. э. греческий поэт Паниасис написал руководство по толкованию сновидений, содержавшее общую теорию и объяснение отдельных снов. Во времена Александра Македонского афинянин Антифон описал в книге множество снов с указаниями, насколько правильно они были истолкованы. К сожалению, из трудов древних специалистов по сновидениям сохранились лишь незначительные отрывки.

Предшественник сюрреалистов английский поэт и художник Уильям Блейк (1757–1827) утверждал, что в снах к нему приходят сюжеты. Изобретённый им оригинальный метод высокой печати, как и многие другие секреты искусства, раскрылся ему в снах. Возможно, во сне родился и замысел гравюры „Жалость“.

Древнейший полностью дошедший до нас сонник составлен во II веке н. э. Артемидором из Лидии. В XVII столетии эту книгу перевели на английский язык. Она стала бестселлером и к 1800 году выдержала в Англии 32 издания.

С развитием науки и просвещения отношение к сонникам изменилось. Над ними и над их наивными читателями смеялись. Однако в XIX веке стали появляться произведения, претендовавшие на научный подход. В 1814 году в Германии вышла книга мюнхенского специалиста по философским основам естествознания Готхильфа Шуберта (1780–1860) „Символика сновидений“, а в 1861 году появился труд Карла Альберта Шернера „Жизнь сна“. В нём содержались открытия, которые потом подтвердил психоанализ, хотя и основательно их видоизменив.

В середине XIX века за научное исследование сновидений взялся французский врач академик Альфред Мори. Тщательно изучив более 3000 отчётов о сновидениях, он пришёл к заключению, что содержание снов можно объяснить внешними воздействиями. Например, ночью падает человеку на голову какой-то предмет, и проснувшийся с ужасом вспоминает, что во сне революционный трибунал приговорил его к смерти и нож гильотины отрубил ему голову. Но неужели не нашлось более близких ассоциаций с ударом по затылку? Ведь во времена Мори эпоха Французской революции успела уйти в прошлое, гильотина вряд ли принадлежала к предметам, о которых человек часто размышлял или с которыми он имел дело.
Сны — по Фрейду
Дневные помыслы
Перешагнули в ночь.
Владислав Ходасевич

Известный американский философ Ральф Эмерсон (1803–1882) утверждал, что опытный человек изучает сны не для того, чтобы предугадать своё будущее, а для того, чтобы познать себя. Эта мысль наиболее полно развита основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом (1856–1939), книга которого „Толкование сновидений“ появилась на прилавках книжных магазинов в ноябре 1899 года.

Жизнь французского художника Анри Руссо (1844–1910) была так же похожа на причудливый сон, как и его произведения. Не случайно одна из самых знаменитых его картин — „Спящая цыганка“.

По Фрейду, сновидение ничего не предвещает и вообще не имеет ни малейшего отношения к будущему. В нём только прошлое и пережитое. Анализ сна даёт возможность разобраться в затаённых стремлениях и страхах, к корням которых другими путями очень трудно подобраться.

У человека нередко появляются сильные желания, противоречащие его воспитанию и психологическим установкам. Он боится себе в них признаться. Днём, когда человек бодрствует, эти недостижимые желания отправляются в область бессознательного и находятся там под надёжной охраной „цензуры“. Состояние сна вызывает перераспределение психической энергии.

Спящий лишён возможности действовать и исполнять свои желания, у него нет необходимости тратить силы на искоренение безобидных галлюцинаций. Единственный вред, который они могут принести, — прерывание сна. Поэтому желания в сновидении не гасятся, но только переводятся на особый символический язык, необходимый для того, чтобы обмануть „цензуру“, не пропускающую в сознание ничего запретного. Таким образом достигается компромисс: во сне кипят страсти и проигрываются запрещенные сценарии, а после пробуждения они забываются или вспоминаются в настолько искажённом виде, что кажутся совершенно бессмысленными. Сновидения в представлениях людей разных культур прочно связаны с мечтами и фантазиями. Неудивительно, что психоанализ превратил интерпретацию сновидений в толкование фантазий и мечтаний, а образы сновидений — в символы и объекты страстных домогательств.
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:49

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...