Светильник нирваны
Философии. Светильник нирваны Большой белый слон из буддийской притчи о слоне и слепцах напомнил нам о Великом Молчании Будды и о глубоких вопросах познания. Что ж, белый гигант годится не только для палеонтологического музея. У нас он тоже ведёт себя смирно, совсем не так как его коллега в посудной лавке. Тем более что рядом с нашим кротким слоном стоит маленький золотой светильник ручной работы. Масло в нём почти догорело.
Этот угасающий светильник - подобие нирваны, одного из самых загадочных понятий в буддийской философии.
Здесь, как говорят индийские мудрец, мы из тьмы вступает в ещё большую тьму, из леса в ещё более густой лес, из чащи в ещё более непроходимую чащу.
Пользуясь нашим несовершенным европеизированным менталитетом, попробуем хоть чуть-чуть проникнуть в тайну нирваны. Но, вначале послушаем, как один из учеников Просветлённого пытался рассказать о нирване великому царю.
- “О, царь, слушай внимательно, слушай прилежно. Может ли человек, обладая той силой, что дана ему от природы, подняться отсюда на вершину царицы гор Гималаев?”
- ”Да, о благой”.
- ”А может ли этот человек, обладая той же силой, принести сюда царицу гор Гималаев?”
- ”Конечно же, нет, о благой!”
- ”Точно так же, о царь, можно объяснить путь к достижению нирваны, но нельзя указать причину возникновения нирваны!”
Вряд ли царь до конца понял подобное объяснение.
Что же такое ”нирвана”, которая в отличие от других вещей не имеет причины? Это - не праздный вопрос. Интерес к буддизму во всём мире вызван в немалой степени благодаря этому завораживающему и неуловимому понятию.
Философы, рассуждающие о нирване, также не могут избежать обаяния, веющего от буддийской тайны. Они сравнивают нирвану с островом, среди бурного моря, с одинокой башней в горах, с прекрасным садом.
Наш древнеиндийский мудрец, пытаясь растолковать великому царю смысл нирваны, тоже не избежал метафор.
- ”Что же такое, эта нирвана, о благой?”
v- ”Существует ли, о царь, то, что называется ветром?”
- ”Да, о благой”.
- ”Тогда покажи мне ветер, имеющий цвет, имеющий форму, маленький или большой, длинный или короткий”.
- ”Это невозможно, о благой. Ветер не может быть показан, потому что ветер нельзя ни охватить рукой, ни потрогать”.
- ”Точно также, о царь, существует нирвана, а я не могу показать нирвану ни с помощью цвета, ни с помощью формы”.
И опять мы не поняли, что же такое нирвана, а поняли только то, что она не имеет ни цвета, ни размера и её нельзя потрогать. Придётся обратиться за разъяснением к учению самого Будды.
Воспользуемся силой воображения и представим.
Просветлённый идёт свой дорогой, со скромным видом, погружённый в думы. Его спокойное лицо ни радостно, ни грустно. Оно как будто освещается улыбкой изнутри. Его походка, тихо опущенный взор, каждый палец на руке дышат миром и совершенством. В них не чувствуется никаких исканий, никакой подражательности. От них веет кроткой, неувядаемой безмятежностью и неугасимым светом.
И ученики словно пробуждаются ото сна, когда над ними, как звёздное небо, парит ясный голос Будды.
- ”Я достиг высшего разумения, трудно достигаемого. Люди утешаются страстями и трудно им, увлечённым страстями, понять, что составляет причину этих страстей, и ещё труднее понять им успокоение всех действий - нирвану.
И стану я учить их, а они не признают меня. И будет в этом моё мучение, будет в этом моё истязание”.
Вот оказывается, что такое нирвана. Будда, открыв человечеству благородную истину о страдании, не оставил людей блуждающими в потёмках, а указал путь освобождения от страданий. Когда совершенный контроль над страстями и постоянное размышление об истине ведут человека к совершенной мудрости, тогда он освобождается от власти земных страстей. Человек становится свободным, и это состояние чаще всего и называется нирваной - угашением страстей, а вместе с ними и страданий. Обычно нирвану сравнивают с огнём светильника, погасшего из-за того, что сгорело масло. Отсюда в нашем призрачном музее и появился светильник.
Светильник нирваны
|