Статья / Философия / О философии / Ответ Н. А. Бердяеву по поводу антропософии
Ответ Н. А. Бердяеву по поводу антропософии
Ответ Н. А. Бердяеву по поводу антропософии
Н.А. Тургенева
Бердяев определяет «теософичным» всякое созерцание (?) «синтезирующее философа и религию» (ст. 114, т.II), признаком же подлинной теософии он считает «опьяненность», которой не находит у Р. Штейнера. К этой «опьяненной» теософии он относить Кабаллу, Гераклита, Платона, Дионисия Ареопагита, Беме, Экхарта, Баадера, Соловьева. — Да, но дело в том, что личный лирический пафос большинством из них превзойден и, кроме того, «опьяненность» никак не может быть признаком божественной мудрости.
Мудрость перед Господом, безумие для Mиpa сего, но сама в себе она не безумие и не «опьянение». Безумиe перед Господом мудрость миpa сего, и преодолевая эту «мудрость миpa сего», мистики (и в еще в большей степени юродивые), меняя сознание, действительно переживают «опьянение». Быть может возразят что это уже им сказано и привести из «Философии свободного духа» хотя бы ст.161, где говорится, что вера «опрокидывает установившиеся формы сознания и после этого духовного опыта» открывается новая возможность знания миpa духовного, божественного. Новый высший гнозис не отрицается верой...»
Но дело в том, что сам Бердяев не считается с им же высказанным, когда дело касается опирающегося на опыт духовного знания, проверить который можно лишь на основании подобного же опыта «вне единого общего опыта эти истины (т. е. истины религии и откровения) мертвыми (ст. 165) утверждает Бердяев (— так что, не имея например, «опыта о перевоплощении» и он не должен бы о нем высказываться —). Но этот признак относится скорее к переходному состоянию, к замутненному преломлению божественной мудрости человеческим духом не вполне очищенным от эмоциональности, духом не свободным, а плененным плотью.
Однако, в виду нашего чрезмерного развития в сторону мудрости миpa сего, нам стала далека и непонятна «божественная мудрость», мы беспомощно ищем ее внешних признаков, и конкретность ее принимается за символическое выражение философского содержания, ее напряжете — за опьяненность. Эта недопонятость современниками теософии прошлых веков и побудила Р. Штейнера к сообщений божественной мудрости в формах, доступных нашему современному сознанию.
Бердяев не прав даже со своей точки зрения, когда ищет в стиле изложения общего признака, по которому можно было бы определять, — отнести ли то или иное «синтетическое» произведениe к божественной мудрости или же к религиозному умствованию. Такой подход к вопросу нам кажется поверхностным, и мы не останавливались бы на нем, если бы Бердяев не придавал ему такого значения. В первой части его «Философии свободного духа» (ст. 168 ) мы находим основы к гораздо более глубокому подходу. Там он пишет: «Откровение всегда предполагало процесс развития (1) в мире и человечестве, динамическое движение сознания снизу вверх(2). Taкиe процессы проистекали и в языческом мирe. И там человечество в изменениях структуры своего познания (3), в расширениях и углублениях своего опыта готовилось к принятию Христова света, центрального события в духовной жизни миpa». Вот слова как бы всецело взятые у Р. Штейнера, посвятившего этому вопросу целую книгу «Христианство как мистический факт». Книга эта вышла в русском переводе еще до войны и Бердяеву известна. Почему же, относясь серьезно к антропософии, он цитирует только то, что не принял?(4)
1) Курсив мой, Н. Т.
2) Представление несколько упрошено.
3) Курсив мой, Н. Т.
На той же 168 и следующих страницах мы находим перечень предшествующих культур в той же последовательности и с теми же характеристиками их, которые даны в эзотеризме. Тут Бердяев является блестящим примером плодотворности таких сообщений духовного знания для нашего времени. Не может быть речи о том, что Берлин взял их слепо на веру, но усвоив их он не мог уже от них отказаться и они дали ему перспективу, в которой укладывается его дальнейшая самостоятельная работа.
Ответ Н. А. Бердяеву по поводу антропософии
|
Статья / Философия / О философии / Ответ Н. А. Бердяеву по поводу антропософии
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|