all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / О философии / Философия всеединства

Философия всеединства


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:28
Философия всеединства


(Нет голосов)
440 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Философия всеединства



Философия всеединства — философия Евразии


Нельзя забывать, что русская философия рассматривала Европу–Запад как христианский мир, а Азию–Восток как нехристианский. Россия же соединяет европейский и азиатский миры, и это определяет ее самобытность, загадочность, и высшую духовность, ибо через синтез противоположных культур формируется новая мировая культура, обладающая конкретными ценностями. Русская идея строится на синтезе восточных и западных особенностей России, которые приносят в мировую культуру естественное многообразие духовного мира людей разных национальностей и вероисповеданий. «Можно выделить три аксиологических атрибута, присущих всем без исключения разновидностям русской идеи: национальный мессианизм, юридический нигилизм и антиутилитаризм. Эти атрибуты следует считать проявлением глубинного корня общечеловеческой ментальности — соборного мировидения, которое оказалось наиболее выразительно представленным в славянском, российском и прежде всего в русском национальном характере» [1]. В результате, русская идея получает более многостороннее и более конкретное — этногеографическое, культурологическое и, по определению евразийцев, «геософское» — обоснование: «Та культура, которой всегда жил русский народ… представляет из себя совершенно особую величину, которую нельзя включить без остатка в какую-либо более широкую группу культур или культурную зону» [2].

Становление России как Срединного Государства и духовного общества способствует устойчивому развитию Запада и Востока. Она обладает широким потенциалом возможностей: природных, пространственных, исторических, экономических и культурных, — что, по мнению русских мыслителей, обеспечивает народу нравственную цель к объединению. Потому и закономерен интерес к специфическому положению России, что «сформировавшись в гигантскую евразийскую державу на стыке мировых цивилизаций в «сердцевинной земле», Россия стала выполнять функцию держателя равновесия между Западом и Востоком. Весь исторический путь России и вся история взаимоотношений её с Европой и Востоком подтверждают её геополитическую миссию» [3].

Представители идеалистического направления русской мысли приходят к общему мнению, что свобода есть свобода души, поскольку «душа представляет собою единство и воли, и разума…» [4] Соотношение свободы и личности в христианской культуре является всеобъемлющим и определяющим «экологию души»: личность без свободы не может существовать, не сможет наиболее ярко проявиться, как и свобода не может быть осознана «зажатым, зашоренным» человеком. Только фактическое осознание свободы может раскрыть полновесную яркую личность. Философия Всеединства помогает человеку, обществу, культуре осознать свободу как естественную и необходимую составляющую жизни любого народа. Свобода обеспечивает общение и взаимодействие культур с разными религиозно-этническими характеристиками и базируется на внутреннем единстве всех народов. По Л.П. Карсавину, христианская культура дает возможность своего объединения с «нехристианскими культурами» благодаря ее высшему духовному началу — православию. Тем более, что «основание христианской культуры — признание всего действительного в действительности его абсолютно ценным и непреходящим — в этом смысл догмы Боговоплощения. — считает Л.П. Карсавин — Христианская культура утверждает абсолютную ценность личности, всякой личности — индивидуума, народа, человечества, и всех её проявлений — нравственности, права, науки, искусства. Но абсолютною признается ценность действительности только в меру её действительности — поскольку она существует, а не является ограниченностью и недостаточностью» [5].

Как полагает Л.П. Карсавин, только русская культура, вернее — российская действительность в многообразии ее проявлений, может дать миру тот новый фундамент, в результате которого возникает стремление к синтезу и целостности мира.

Православие рассматривает мир через призму христианской культуры, где свобода должна наполняться духовно-нравственным содержанием. Православная культура опирается на религиозность, на божественно-космическое в человеке. А «человечество — всеединство индивидуализирующих ее «народов», народ — всеединство низших индивидуализаций («групп»), а каждая из них — всеединство индивидуумов» [6].

Такое понимание Всеединства создает условия для взаимодействия разных культурных направлений на духовно-религиозной почве. Вот почему обращает на себя внимание философская идея Всеединства, базирующаяся на религиозной идее соборности, собирания земель благодаря Православию, которое примиряет и объединяет христианские и нехристианские народы, тем самым формируя новую культуру мира. Вместе с тем православная культура, как культура христианская, признавая божественное в человеке, диктует необходимость объединения людей в церкви, так как «церковь — всеединство человечества, а в нем космоса во Христе, всеединство полное и совершенное» [7].
[/7][/6][/5][/4][/3][/2][/1]
Философия всеединства
 Статья / Философия / О философии / Философия всеединства
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:05:28

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...