all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Суббота. Субботний ритуал

Суббота. Субботний ритуал


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:23
Суббота. Субботний ритуал


(Нет голосов)
399 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Суббота. Субботний ритуал



Мировоззрение. Суббота. Субботний ритуал


— не работа; нельзя поднять что-либо, принадлежащее другому человеку, даже если это столь легкое, как, например, носовой платок.

Так что же, имеем мы здесь дело просто с неуклюжим и изощренным усложнением первоначально „разумного" ритуала или это наше понимание его слишком примитивно и нуждается в пересмотре?

Анализ субботнего ритуала неоспоримо показывает, что сущность его — отнюдь не в утомительной обрядовой сверхпедантичности. Подлинная сущность Субботы — в концепции труда и отдыха, совершенно отличных от сегодняшних представлений.

Прежде всего, работа в библейском и (более позднем) талмудическом понимании — не просто набор физических действий. Это гораздо более значительное понятие, которое можно определить следующим образом: „работа" — это всякое созидательное или разрушительное вмешательство в жизнь природы. „Отдых" — это отказ от такого вмешательства. Иными словами, в Субботу человек представляет природу себе самой, никак не изменяя ее, ничего не разрушая, ничего не созидая. Суббота — день перемирия между человеком и природой, а „работа" — все то, что может нарушить это перемирие и равновесие между ними. В самом деле, тяжелая работа (например, вспашка земли или строительство дома) одинаково является работой и в свете библейских концепций, и в современном представлении. Но такие действия, как сорвать цветок или зажечь спичку, не требуют физических усилий, — они лишь символизируют вторжение человека в естественный ход событий, нарушают мир между человеком и природой, — и поэтому они запрещены.

Такой же смысл имеет и талмудическое запрещение поднимать что-либо, принадлежащее постороннему, как бы мало оно ни весило. Само по себе Поднятие тяжестей в Субботу не запрещено. Внутри своего дома разрешается поднять самый тяжелый ^>уз, и это не будет нарушением субботнего ритуала. Но в чужих владениях (будь то частный дом или находящаяся в общем пользовании улица) нельзя поднять даже носовой платок. В этом запрете находит выражение другая идея — идея мира уже не с природой, а с окружающим социальным коллективом.

Таким образом, субботний ритуал предписывает человеку не только не вмешиваться в природные процессы, но и воздерживаться от изменения социальных условий. Следовательно, Суббота символизирует состояние абсолютной гармонии между человеком и природой и между человеком и человеком. Не „работая" — иными словами, не участвуя в процессе естественных и социальных изменений, гг человек высвобождает себя из оков природы и социума, пусть всего лишь на один день в неделю.

Но идея Субботы этим не исчерпывается. Вся ее многозначность может быть понята лишь при более глубоком анализе библейских представлений о взаимоотношениях между человеком, природой и другими людьми.

До грехопадения Адама (т.е. до появления „человека разумного") человек находился в состоянии всеобъемлющей гармонии с природой. Первый акт неповиновения, с которого началась человеческая свобода, одновременно „открыл ему глаза": человек познал разницу между добром и злом; стал сознавать себя и своих ближних — таких же, как он, и в то же время „иных". Так началась человеческая история. Так первоначальная индивидуальная гармония сменилась борьбой с природой и коллективными конфликтами. Что же, по мнению Библии и пророков, является отныне целью человека? Возвращение к состоянию мира и гармонии с другими людьми, с землей, с природой. Это не может, однако, стать возвратом к первоначальной гармонии — это стремление к новой гармонии. А новая гармония возможна лишь тогда, когда человек увенчает свое развитие истинной человечностью, когда он познает сущность мироздания и его законы, когда совершенный разум освободит его от угнетения другими людьми, от оков природы, от гнета иррациональных желаний и страстей. Книги пророков буквально пронизаны образами этой грядущей гармонии: к земле снова вернется безграничная плодоносность; мечи перекуют на орала; лев возляжет рядом с ягненком; женщина без мук будет рожать детей своих; все человечество объединится в истине и любви. И высшим символом новой гармонии, достижение которой есть цель исторического процесса, является грандиозная фигура Мессии.

Суббота. Субботний ритуал
 Статья / Философия / Мировоззрение / Суббота. Субботний ритуал
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:23

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...