Мифология взятки
Мифология взятки
Мировоззрене. Мифология взятки
Так же как и содержания бессознательного, замешанные на страхе, агрессии, сексуальности, взятка вызывает весьма насыщенное эмоциональное отношение, причем оно, скорее, несет в себе негативный оттенок. Ведь гласно и публично взятка и блат (обмен услугами) всячески осуждаются. Звучат призывы "обуздать" эти явления, "положить конец позорной практике", "выкорчевать с корнем коррупцию" и т.п. Время от времени даже мелькают сообщения о судебных процессах над пойманными "за руку" взяточниками. Таким образом, на уровне деклараций (которыми полны средства массовой информации и выступления крупных отечественных государственных чиновников и политиков) взятка описывается в терминах осуждения, запрета и вытеснения на периферию социальной жизни. Все это, конечно, лишь подогревает интерес к этому предмету.
Постоянное повторение словесных штампов, как официозных, так и мифологических, маскирует не декларативное, а реально бытующее в обществе отношение к взятке и блату. Увидеть это отношение в очищенном виде – такая, чисто психологическая, задача не менее важна и, по крайней мере, не менее интересна, чем юридические, экономические, исторические и многие другие повороты этой темы. И если изучение реальной взятки в жизни связано с некоторыми "техническими" сложностями, то психологический подход начисто лишен как криминологического, так и уголовного оттенка.
Внешним поводом для написания статьи стали наблюдения автора за очень заметной реакцией английских исследователей-русистов, слушавших доклады друг друга о размахе взяточничества и многообразии его форм в России во время лондонской конференции «Взяточничество и патронаж в современной России» в этом году. На лицах сдержанных англичан читался просто-таки священный ужас: «Господи, как же так можно!?» Эмоциональная реакция российских участников, напротив, практически отсутствовала, они были на редкость спокойны. (Характерно, что подобные конференции проводятся не у нас, и то, что подавляющее большинство их участников — не россияне и т.д.).
Такое явное расхождение эмоциональных оценок, возможно, указывает на какие-то важные особенности нашего мировосприятия. Действительно, какое же место занимает взятка в реальной жизни? Взятка — это то, что можно? Или все-таки нельзя?
Цель настоящей статьи — взглянуть на взятку глазами наших современников и попытаться понять это явление через оценку и отношение к ней со стороны представителей различных социальных слоев и групп.
При изучении взятки проблемой становится уже сам способ исследования. Прямые вопросы вряд ли могут дать здесь удовлетворительные результаты: взятка и блат — слишком специфическая тема для гласного обсуждения. И пытаться выяснить реальное отношение к ней лучше косвенно. Уже первые работы такого рода позволили проанализировать устойчивые индивидуальные и общественные стереотипы (не имеющие отношения к взяткам и блату), о наличии которых люди, обладающие ими, могли и не подозревать.
Мы обследовали по определенной процедуре (не допускавшей никаких прямых вопросов) три группы людей, принадлежащих к различным социальным стратам и реально занимающих разное положение относительно взятки и блата (например, студентам взяток пока не дают, но вполне могут их требовать): студентов московских вузов, сотрудников Сберегательного банка РФ и государственных служащих различного уровня (в просторечии — чиновников). Все они анонимно (не называя себя) оценивали шесть различных слов: "блат", "взятка", "взяточник", "я сам", "чиновник", "человек, который умеет жить" (Такой набор разных понятий нужен, чтобы выяснить различные стороны отношения к взятке и блату). Анонимность являлась одним из важных правил игры, позволявшей надеяться хотя бы на минимальную правдивость ответов. В итоге мы сравнивали между собой не мнения отдельных людей, а названные группы в целом.
Мифология взятки
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|