Статья / Философия / Мировоззрение / Метафилософская проблематика постструктурализма
Метафилософская проблематика постструктурализма
Метафилософская проблематика постструктурализма
Метафилософская проблематика постструктурализма: социальное значение философии Андрей Безуглов. Метафилософская проблематика постструктурализма:
социальное значение философии (часть первая)
Введение
Первое. Не претендуя на то, чтобы дать целостную картину постструктурализма как "течения", мы рассматриваем только философию Ж. Делеза.
"Место" Ж. Делеза в философии постструктурализма отмечено значительным влиянием того "пути мысли", который называется "философией жизни". Задачу, или основной замысел творчества Делеза, можно определить как построение целостной "фундаментально-философской" концепции иррационализма (его логики), предполагающее критику "так называемой рационалистической философии" [19. VII] на этом же уровне. В то же время весь французский постструктурализм проникнут подобного рода критикой. Структурализм же воспринимается как последний "аватара" рационалистической философии (уже, однако, содержащий возможности радикальной самокритики).
Для постструктурализма характерна критика структуры, но без возвращения к автору герменевтики или трансцендентальному субъекту сознания феноменологии, и однако, воплощается эта черта по-разному, с использованием разного материала и с неодинаковым тоном. Полагаю, оригинальность Делеза как раз и состоит в его историко-философских интересах. Полученные на этом поприще результаты активно воплощаются Делезом во второй период творчества, отмеченный сотрудничеством с Ф. Гваттари и ориентацией на актуальную социально-философскую проблематику: природа человеческой социальности и ее связь с культурой, социальная коннотация творчества, науки, жизненных ценностей индивида, душевных болезней (последние рассматриваются, прежде всего, как делирий, бред, содержание которого анализируется как бессознательное философской мысли, находящееся в отношении топологической близости также к формам общественной организации).
Следуя традиции философии жизни, Делез признает процесс желания (ср.: воля к власти, жизненный порыв) производством реального-социального, и стремится к концептуальному исследованию динамики этого процесса. Здесь нет противопоставления желания (силы) вообще – языку вообще. Конкретные знаковые режимы не определяются органическими функциями языка или "органоном" языка-системы, а представляют собой прагматику языка или микро-политику желания – "картографию", основанную на таких конструктивных элементах, как динамические "линии", "потоки" выражения и потоки вещей, "частицы" (сингулярности), дифференциальные "скорости и медленности", интенсивности. Все эти термины принципиально относятся к обнаружению условий и способов производства новых смыслов и ценностей, т.е. "желающего производства". "Мировоззренческая позиция" данной философии ведет свое происхождение от философии Ницше: "мир как произведение искусства". При этом не существует "плохих" и "хороших" условий желающего производства в общезначимом порядке, т.е. субстанционально (как у стоиков в учении о "безразличном в моральном отношении"): например, здоровье можно употребить и во благо и во зло; то же самое относится к богатству, т.е. статические ценности без системы динамических отношений с чем-то, что было бы их генетическим и дифференцирующим источником. Подобным образом у Ницше нет однозначных оценок религии вообще, христианства вообще, атеизма вообще, но все зависит от конкретного соотношения сил, здесь замешанных), а потому результат философствования находится в модусе проблематического. Само стремление к "научному предвидению", расчету возможностей, основанное как раз на предпосылках рациональности, обладает статусом низшей ценности по отношению к некоторому иному мышлению, которое Делез и стремится обосновать.
Второе. Философия Ж. Делеза в значительной степени основывается на его историко-философских исследованиях. При этом Делез выделяет альтернативную традицию "философии становления". Его "собственно" философская концепция не может быть понята без уяснения историко-философской концепции, примеры связанных с этим неудач уже есть в отечественной литературе [15.93]. Сравнение данного учения с "остальным" постструктурализмом, исследование его отношения к фрейдизму и марксизму должно основываться на знании его внутренней логики. Последняя же накрепко связана с делезовским осмыслением философского наследия Лукреция, стоиков, Спинозы, Юма, Ницше, Бергсона. [/15][/19] Метафилософская проблематика постструктурализма
|
Статья / Философия / Мировоззрение / Метафилософская проблематика постструктурализма
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|