all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Медиафилософия

Медиафилософия


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:13
Медиафилософия


(Нет голосов)
215 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Медиафилософия



Мировозззрение. Медиафилософия


Тезис Маршалла Маклюэна «Medium is the message» (средство сообщение само по себе есть сообщение) намекает на то, что правильное понимание медиа возможно только при помещении этих объектов в некоторый иной контекст, в иную систему символических координат. По-видимому, канадский медиатеоретик указывает, что первым условием понимания медиа может быть удивление: «ведь это не просто вещь, а нечто большее!». Другими словами, будучи вещами, медиа содержат в себе или указывают на некую символическую «прибавочную стоимость».

Можно ли поместить медиа в символическую систему метафизики? Что если медиа осуществляют некую метафизическую работу или проявляют некоторые невидимые структуры? Вероятно, попытаться ответить на эти вопросы можно в рамках медиафилософии. В медиафилософии разрабатываются две основные темы: 1) в какой реальности возникают те или иные медиа; 2) какую реальность производят те или иные медиа. С одной стороны, необходимо понять, как данная социокультурная система производит элемент (медиа), с другой стороны, необходимо понять, как этот элемент по обратной связи изменяет систему.

При этом под метафизикой принято понимать учение о надындивидуальных и сверхчувственных структурах человеческого опыта. Данные структуры считаются скрытыми от обыденного и повседневного человеческого восприятия и, в этом смысле, являются сверхчувственными. В тоже время благодаря этим структурам становится возможным всеобщий человеческий опыт, взаимодействие людей вокруг универсальных смыслов[1].

Итак, следует определиться с тем, какую реальность принято считать медиа. Различные авторитетные авторы предлагают различные определения и различные основания для классификации: от строго научных до поэтических формулировок. Например, медиа понимаются как внешнее расширение человека (М. Маклюэн), как то, что определяет (место)положения человека (Ф. Киттлер), как усилители неопределенности системы (Н. Луман). Так или иначе эти и другие определения связаны с некоторой генерализованной функцией медиа. Кроме того, теоретиками предлагаются различные ряды предметов или медиа-устройств. Так, Маклюэн считает медиа: язык, колесо, деньги, одежду, жилище, часы, фотографию, печатный станок, игры, телеграф, автомобиль, телефон, фонограф, радио, телевидение и оружие[2]. Йохан Хёриш выделяет исторические образы медиа, собирающие и меняющие людей, имеющие круглую форму: облатку, монету и компакт-диск[3]. Фридрих Киттлер в качестве таких символических устройств полагает граммофон, фильм и печатную машинку, имея в виду базовые функции медиа: запись, хранение и воспроизводство информации[4].

В данной работе под медиа предлагается понимать сложные технические устройства, конституирующие социокультурную реальность посредством производства смыслов[5]. При этом следует учитывать, что, во-первых, медиа – это вещи, сделанные людьми или объекты, используемые людьми. В этом смысле потенциально любой материальный объект может стать медиа, если будет выполнять условия хранения, передачи и записи социального опыта. Возможно также обратное превращение: медиа перестают работать и становятся просто вещами. Кроме того, выражение «сложные технические устройства» означает, что работа медиа не всегда является прозрачной для субъекта и медиа, будучи созданными людьми, способны жить собственной жизнью. Подобная фетишизация, когда часть отрывается от целого, происходит из-за того, что медиа функционируют благодаря некоторым физическим процессам, неподвластным субъекту. Поскольку медиа произведены человеком, постольку считается, что ими можно управлять в процессе работы. Однако субъектом здесь не учитывается системный эффект отчуждения.

Итак, возникновение метафизики было связано с появлением особенного типа абстрактного мышления, которое, буквально отвлекаясь от пространственно-временной обусловленности, по-новому решало проблему различения «своего» и «чужого» сначала в древнегреческой, а позднее и в европейской культуре. Благодаря абстрактному мышлению чужой потенциально может стать своим. Именно в Древней Греции возникает образ целостной реальности, разделенной в себе. Здесь пишется и реализуется программное обеспечения для экзистенциального ощущения (то есть неустранимого и невыразимого ощущения, свойственного многим людям), ставшего лозунгом и в теории медиа «в присутствии (Dasein) лежит сущностная тенденция к близости»[6]. В пределе речь идет о создании общности, состоящей только из «своих», в которой каждый мог бы приблизиться к любому другому. Понятно, что «близость» в данном контексте означает мирное сосуществование «вместе».

Медиафилософия
 Статья / Философия / Мировоззрение / Медиафилософия
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:13

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...