all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России

Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11
Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России


(Нет голосов)
436 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России





Л.М.Гиндилис
канд. физико-математических наук, академик
Российской Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского

В.В.Фролов
доктор философских наук, профессор


ФИЛОСОФИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ И ЕЕ ТОЛКОВАТЕЛИ.
РЕРИХОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ
Двадцатый век стал во многом переломным в истории человечества. Взбунтовавшаяся социальная стихия перестала поддаваться какому-либо разумному объяснению. Считавшиеся ранее истинными социально-философские теории (включая марксизм) оказались не применимыми к анализу новых исторических процессов. Религия в еще большей степени, чем прежде, стала использоваться ее служителями в корпоративных и политических интересах. Надежда на решение проблем человеческого бытия и общественного развития с помощью науки также оказалась поколебленной, ибо многие явления человеческой жизни и процессы Мироздания не поддавались научному объяснению. Несмотря на впечатляющие успехи науки, изменившие лицо мира, в общественном сознании все в большей мере стало утверждаться критическое, даже негативное отношение к науке, ибо все отчетливее стали проявляться отрицательные черты созданной с ее помощью техногенной цивилизации. Кризисные явления проявились и в культуре. Наряду с прекрасными образцами живописи, поэзии, литературы, музыки, архитектуры, возникла и утвердилась массовая культура, где царит темный дух потребительства, пошлости и насилия. Серьезный кризис переживает нравственная сфера. Сначала Запад, а вслед за ним и Россия вкусили горькие плоды сексуальной революции. Все это явилось отражением глубокого духовного кризиса, охватившего человечество, — кризиса, который в ХХ веке стал очевиден.

В то же время в духовной и культурной сфере человечества, и прежде всего в России, проявилась и получила развитие противоположная тенденция, которая заключалась в прорыве человеческого сознания к новому, космическому мышлению. В России эта тенденция выросла не на пустом месте. На благородные цели духовной революции работали многие поколения, начиная с подвижника земли русской Преподобного Сергия Радонежского. Прорыв к новому мышлению готовили русские поэты — А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Блок; писатели — Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский; философы — В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин и др. Философы развивали представление о космичности бытия и человека и обосновывали объективную необходимость формирования космического миропонимания. «Чтобы добыть свет в нахлынувшей на мир тьме, необходимо космическое углубление сознания. Если остаться на поверхности жизни, то тьма поглотит нас» [1. С.148.]. Русские ученые — К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, Л.А.Чижевский, Л.Н.Гумилев и др. подготавливали научно-философскую основу нового мышления. Циолковский разработал целостную систему космической философии, в рамках которой высказал мысли о разумности, одухотворенности Вселенной, о роли Космического Разума в ее эволюции. Вернадский, раскрыв взаимосвязь человека и энергетических процессов биосферы, развил учение о ноосфере, в рамках которого выявил место и роль научной мысли. Чижевский обозначил зависимость человеческой истории и природных процессов от космических причин. Гумилев сформулировал предположение о природно-космических основаниях возникновения и развития этносов.

Огромную роль в подготовке духовного возрождения ХХ века играла и продолжает играть Живая Этика Рерихов, которая содержит новое, космическое (энергетическое) мировоззрение. Оно было создано в сотрудничестве с Учителями Индии и опубликовано на русском языке, что подчеркивает особую духовную роль России в развитии нового мышления ХХ века. На базе этого учения во многих странах возникло культурно-просветительское движение, связанное с именем Рерихов; особое развитие получило оно в России и странах бывшего СССР.

Несмотря на возрастающую общественную роль этого движения, ни оно, ни лежащая в его основании мировоззренческая концепция не подвергались серьезному философскому анализу. Поэтому можно было бы приветствовать инициативу С.Б.Филатова и Р.Н.Лункина, которые попытались восполнить этот пробел (Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Рериховское движение в России: восстановление связи времен // Вопросы философии, 1999. №12. C.63–73). К сожалению, их попытка оказалась, на наш взгляд, совершенно неадекватной, чтобы не сказать более резко. Вместо объективного научно-философского анализа статья содержит весьма поверхностное изложение учения Рерихов, полностью искажающее его суть и содержащее дискредитацию имени основателей учения — выдающихся деятелей русской и мировой культуры — и рериховского движения в нашей стране. Мы считаем необходимым изложить свою позицию в защиту имени Рерихов от необоснованных нападок и их учения от произвольного толкования и искажений. Рассмотрим, прежде всего, основные черты рериховского учения.
[/1]
Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России
 Статья / Философия / Мировоззрение / Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:11

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...