all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Этот странный Иван Осокин

Этот странный Иван Осокин


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:10
Этот странный Иван Осокин


(Нет голосов)
179 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Этот странный Иван Осокин



приглашение к обсуждению книги



(приглашение к обсуждению прочитавших книгу)
Книга написана как художественное произведение с элементами фантастики. Образы героев – четкие, сжатые до предела. Количество событий – минимально. Чувства упрощены – их почти не видно. Но при этом содержание запоминается, и неожиданно верится, что все произошедшее возможно. Четко ощущается дух школы Г. Гурджиева – никакой размазанности, энергия и конкретность, «Прошлое, настоящее и будущее существуют, не исчезая». В этом заключается основная идея книги.

Иван Осокин - главный герой книги - собирается покончить с жизнью, в которой он наделал слишком много непоправимых ошибок. Перед этим он встречается с Волшебником, дающим ему шанс прожить свою жизнь заново и по-другому. Осокин полон оптимизма: «Если бы я знал, что из этого выйдет, разве бы я не остановился!?» Но Волшебник уверен в обратном - знание своего будущего ничего не изменяет в поступках человека. И все-таки он дает Осокину возможность в этом убедиться. Осокин проживает еще одну свою жизнь и приходит к столь же плачевному финалу. Таков сюжет повести, но, к счастью, он этим не исчерпывается. Каждый ее эпизод – тема для размышления о нас самих, о наших поступках, наших возможностях и нашем устройстве. Есть о чем подумать, что обсудить. Хотя бы на полшага приблизиться к пониманию себя и того, почему в нашей жизни все случалось так, как случилось.

Духовная работа состоит в осознании причин появления и возвращения хорошо знакомых нам переживаний. В нас нет сознания, пока нет никакого ощущения вращающегося круга своей жизни. Иллюзия, которую мы привычно удерживаем, это иллюзия свободы и способности делать то, что мы хотим, иллюзия времени, текущего как будто бы к новым вещам, вместо видения того, что время только притягивает отражения нашей собственной сущности.

Я не верю в идею «Вечного возвращения» - многократного проживания каждым человеком одних и тех же жизней, но анализ собственного пути подводит к мысли, что возвращение сходных сценариев с уже встречавшимися мне типажами постоянно происходит в нашей жизни. Волей или неволей, мы притягиваем к себе то, что нами обусловлено.

Как бы сильно на поверхностный взгляд Осокин ни отличался от нас, внутренне он состоит из тех же самых персон - слабых, эгоистичных, противоречивых и неприглядных, которых мы никогда не желаем в себе замечать и с завидным упорством доказываем себе и всему миру свою исключительность. Пройдусь по отдельным эпизодам книги, предлагая примерять поступки Осокина к себе, своему опыту. Ведь именно для этого и писалась книга.

В последний момент перед самоубийством Осокин находит причину своих неудач в бунте против жизни. «Я не стану теперь так бунтовать против жизни и швырять ей назад все, что она давала. Я знаю теперь, что нужно сначала подчиниться жизни, чтобы потом победить ее». Многие ли из нас бунтуют? Скорее всего, нет. На внешнем плане – нет. Ради житейской выгоды мы способны тянуть свою лямку даже там, где понимаем бессмысленность усилий. Но где яркие примеры нашего осознанного смирения? Мы едва ли способны целенаправленно «подчиняться жизни, чтобы ее потом победить», чаще всего, нас просто устраивает подчинение чужой игре пока оно не задевает наших личных интересов и не является трудным.

Осокин говорит другу: «Я отбился от стада. Там круг людей, связанных с Университетом. Зачем я им? Я среди них чужой и посторонний, не нужный. И так везде. Мне совершенно чужды три четверти их разговоров. И это все чувствуют. Из любезности меня иногда приглашают. Но с каждым днем я чувствую, как эта пропасть растет». Попадания в коллективы, где наша личность не может реализовать своих амбиций, оставляют в нас тягостные и болезненные воспоминания, если мы с самого рождения не научились подыгрывать и притворяться. Можно ли быть уверенным, что эти испытания позади? Что в другой, но похожей ситуации, у такого человека неизвестно откуда появится полезное умение «подыграть», чтоб войти «в стадо»? Осокин не случайно употребляет именно это слово - «стадо», которое многое объясняет в причинах его переживаний.

А вот исповедь Осокина Волшебнику: «Я хотел идти своим собственным путем, я ничего не боялся и ни о чем не жалел. Я бросал все, чем дорожат люди, и ни разу не оглянулся назад. Но теперь я чувствую, что отдал бы полжизни, чтобы вернуться назад и стать, как все». Мы все чего-то боимся, много и постоянно оглядываемся на свое прошлое, но далеко не все на самом деле хотят стать, КАК ВСЕ. Хотя, возможно, и мы пока еще не побывали в определенных обстоятельствах и не знаем себя в них. Так привычно делать громкие заявления из своих воображаемых образов.

Этот странный Иван Осокин
 Статья / Философия / Мировоззрение / Этот странный Иван Осокин
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:10

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...