all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Мировоззрение / Что такое человек?

Что такое человек?


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:09
Что такое человек?


(Нет голосов)
178 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Что такое человек?



Что такое человек? В лабиринте определений


Вопрос о метафизике и об ее отношении к идее человека и к самому его существованию – это вопрос о границах знания, о принципах, его обеспечивающих. Что такое человек? Ответ на этот вопрос было целью построения системы Канта. Не он первый и не он последний задает себе это вопрос. Имеет ли он ответ вообще? Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную, так звучал этот вопрос и ответ в античной Греции. Следовательно, это должно быть некое бесконечное знание, расплывающееся в незнании.
Человек есть то, что он знает. Сократ говорил: «знаю, что ничего не знаю и о своем незнании тоже ничего не знаю», то есть знал то ничто, которое он не знал. На вопрос ученика Конфуций отвечает: «Я знаю то, что знаю и не знаю того, что не знаю», очень тонко проводя границу между знанием и незнанием. И как бы в противоположность этому Ле-цзы устанавливает метафизическое единство знания и незнания: «Говорить посредством молчания – тоже значит говорить, знать посредством незнания – тоже значит знать». Чжуан-цзы высказывается еще более парадоксально: «Как это мелко – знать лишь то, что известно!»; «Постигнув смысл, забывают про слова. Где бы найти мне забывшего про слова человека, чтобы с ним поговорить»[1].

Современный Запад рассматривает человека как объект науки, и наука эта – антропология. Религия полагает его как духовное существо, однако, будучи организованной по законам социального института, она тоже принимает его в качестве объекта, но, по преимуществу объекта управления, правда, своими средствами, обращаясь не столько к чистому разуму, сколько к чувству (страх здесь необходимый компонент в переплетении прочих составляющих). При этом, т.е. в качестве социальных институтов, ни наука, ни религия не нуждаются ни в какой метафизике и прекрасно уживаются друг с другом, притерлись друг к другу. Как и все институты современного общества, они обслуживают, прежде всего, власть. И чем теснее сливаются в «симфонии» институт религии с другими социальными установлениями (исполнительной властью, образованием, институтом собственности и другими социальными структурами), чем больше он опирается на чувство (под предлогом веры), тем меньше осознаются в нем метафизические принципы; говоря совсем определенно, метафизика и стремление к господству исключают друг друга. Разумеется, и наука, и религия, и сам социум имеют свои метафизические основания и даже принципы, которые, однако, все далее и далее уходят за горизонт осознаваемого. Эзотерическое ядро, а таковое было первоначально у всех социокультурных установлений, оказывается скрытым не только от простого люда, но затмевается и от «избранных» вполне объективно, самим состоянием мира.
Человек, тем не менее, по самой своей природе метафизик. Не только разум открывает для него высший (или другой) порядок, но и по самому своему составу он не сводим к «физике»; пропасть отделяет его от животного мира, посреди которого существует его тело, и само это тело (плоть) есть малая часть всего его состава. Религиозное отчуждение человека от самого себя следует за противопоставлением тела Душе. Это означает, что вера в религию замещает веру в Бога, вместо «естественной» религии, религии сердца (невидимого средоточия всех миров каждого человека), глубоко интимного и индивидуального состояния предлагаются совсем не свои, а очень даже чуждые и странные «образы и подобия». Впрочем, в современном мире прежние формы религии, видимо, уступили уже место другим формам управления, внушения, контроля, таким, как массмедиа. Да и священник, выступающий по телевидению, это уже шоумен.
На вопрос «кто ты?» обычно отвечают «человек». Часто называют свое занятие, пол, национальность, религиозную принадлежность или какой-то другой разряд, с помощью которого определяются социальные роли и прочие ограничения проявления человеческой сущности. Самый верный ответ с точки зрения буддизма, например, это «никто», этот ответ свидетельствует об отсутствии привязанностей к миру иллюзий. Для христианина верным будет ответ на этот же вопрос иным, а именно: «образ и подобие божие». Разнообразие этих ответов обнаруживает, причем с непреложной очевидностью, различие уровней, широты и степеней свободы индивидуального сознания. На более высоком уровне самосознания стираются все более частные определения, как это парадоксально выражено в суфизме о состоянии «фана» (т.е. исчезновения, растворения в Боге): «Суфий – это тот, кого нет». Но человек не есть только его сознание.
[/1]
Что такое человек?
 Статья / Философия / Мировоззрение / Что такое человек?
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:09

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...