all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Арийский миф


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:08
Арийский миф


(Нет голосов)
184 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Арийский миф



Арийский миф - русский взгляд



Даже признавая невозможность приписать новому веянию хоть сколько-нибудь массовый характер, мы видим, что оно целиком вписывается в глобальный феномен современности, важнейший компонент которого состоит в придумывании себе традиций, и в этом качестве нуждается в изучении и постижении. Возврат к рефлексиям на арийскую тему принимает множество форм. В религиозном плане, мы являемся свидетелями быстрого разбухания массы движений, ориентированных на воссоздание перелицованного древнего славянского язычества, например в облике «Русского национального социализма», изобретенного Алексеем Александровичем Добровольским (Доброславом); в историографическом плане, мы видим появление очевидной склонности к демонстрации «славного арийского прошлого русов»; в политическом плане, обращает на себя внимание очень постепенный импорт арийских аллюзий из арсенала экстремистских националистических партий ультраправого толка в политический инструментарий более умеренных групп, вроде Партии духовного ведического социализма Владимира Данилова. Широкая общественность при этом то ли не может, то ли не хочет разглядеть за арийским мифом его идеологический фон и исторические связи с нацизмом.

Отсылки к арийскому прошлому не новы для России. В XIX веке идея особого арийского происхождения некоторых европейских народов заимствовалась русскими славянофилами у западно-европейских мыслителей, в особенности у немецких. Идейный отец славянофилов Алексей Степанович Хомяков (1804–1860), как и многие его ученики — и в их числе, Александр Фёдорович Гильфердинг (1831–1872), Дмитрий Иванович Иловайский (1832–1920) и Иван Егорович Забелин (1820–1908) — утверждали, что русские представляют собой потомков одной из главных ветвей семейства арийских народов, причем наименее удалившихся от линии прямого родства. И всё же тогда на заднем плане русского арийского мифа не маячило неоязычество, а русское православие оставалось для этих интеллектуалов-националистов принципиальным религиозным контекстом. Более того, они рассчитывали сопрячь свою православную религиозность со стремлением обрести арийскую идентичность, утверждая, что Византия пришла к христианству непосредственно под влиянием арийских народов, азиатская колыбель которых, по их мнению, располагалась в Центральной Азии или в Иране.

Такой взгляд на библейскую историю позволил им очистить арийскую идею от антисемитизма: в отличие от своих немецких коллег, от притязаний на арийское происхождение для русских они не переходили к осуждению еврейского мира и не ставили под вопрос связи, объединяющие христианство и иудаизм. В советский период об «арийских корнях» вновь заговорили в среде некоторых интеллектуалов, как близких коммунистической партии (Борис Рыбаков и Апполон Кузьмин), так и диссидентов (общество «Память» и Владимир Чивилихин), но никогда арийский миф не всплывал на поверхность.

С концом советского периода в русской истории арийский миф зажил вполне открытой публичной жизнью. Многочисленные серии сборников работ популяризаторов арийской идеи — такие, как «Тайны русской земли» или «Подлинная история русского народа», — лежат на полках российских книжных магазинов, на лотках православных церквей, на стеллажах муниципальных и университетских библиотек. Эта волна стало частью гораздо более широкого движения альтернативной истории, отрицающего исключительность прав академических историков на интерпретацию данных археологии и древней истории и демонстрирующего, во что эти данные превращаются, побывав в руках непрофессионалов.

Эти тексты ни в коем случае нельзя считать маргинальными: их тиражи достигают десятков тысяч экземпляров (или даже миллионов, если вспомнить, например, о книгах Александра Асова), а их содержание в настоящее время формирует мировоззренческую основу широкого слоя населения относительно древней истории. Новые доктринеры-националисты, разрабатывающие арийскую тему, зачастую оказываются сотрудниками институтов геополитики или членами новых академий, в изобилии расплодившихся в 1990-е годы. Очень редко они обладают специальным историческим образованием, профессиональная подготовка большинства из них проходила в области точных (физико-математических) или технических наук.

Арийский миф
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...