all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Антропология


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:08
Антропология


(Нет голосов)
199 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Антропология



Мировоззрение. Антропология


1. Два варианта человековедения

1.1.1. Человек стал предметом философии очень рано — когда она включила познающего в поле своих познавательных интересов. Первомудрец Фалес упал в цистерну с водой, засмотревшись на небо; он забылсебя, человека, и потому навлек насмешку на философа — этой притчей открывается философия. Однакофилософская антропология сложилась в самостоятельную дисциплину поздно, лишь в эпоху Возрождения 1в трудах Фичино («Theologica platonica», 1474),
1 Именно в XVI в. вошел в философский оборот самый термин «anthropologia»: Odo Marquard. Zur Geschichte des philosophischen Begriffs «Anthropologie» seit dem Ende des achtzehnten Jahrhunderts. — In: Collegium Philosophicum. Studien Joachim Ritter zum 60. Geburtstag, Basel, Stuttgart, 1965, 211. К истории термина ср. также: Werner Kranss. Zur Anthropologie des 18. Jahrhunderts. Die Fr #252;hgeschichte der Menschheit im Blickpunkt der Autkl #228;rung (1978). Frankfurt am Main, 1987,23-24.

Ландино («Disputationes Camaldulenses», 1480), Пико деллаМирандолы («De hominis dignitate oratio», 1486), Бовиллуса («De sapiente», 1510), Бруно («Degli eroici furori», 1585) и др. Еще позднее, в нашем столетии, укрепилось представление о том, что философская антропология должна быть фундаментом философии в целом (хотя к этому призывал уже Фейербах в «Grunds #228;tze der Philosophie der Zukunft», 1843).

Специализация философской антропологии, совершившаяся в ХУ-ХУI вв., была обусловлена тем, что Ренессанс понял человека в качестве равносильного всему сущему. Доренессансная философия отвечала прежде всего на вопрос о том, как следует думать, чтобы придать мысли общезначимость. С этой точки зрения человек может быть, если он стоит на правильном познавательном пути, эквивалентным универсуму, но может и не быть таковым, если принимает видимость за сущность, отпадает от Всеединого и т. п. Человек, таким образом, не обладает для ранней философии тем же статусом, что и мир в полном его объеме. Только после того, как Возрождение сделало человека еще одним миром, антропология превратилась в дискурс, наделенный правами, которые имелись у прочих жанров философствования. Философская антропология производна от истории, от отрыва человека от самого себя, от происходящего с ним самоотчуждения, которое позволяет ему взглянуть на себя как бы со стороны. Парадокс здесь состоит в том, что именно меняющийся по ходу истории человек обнаруживает, коль скоро он учреждает философскую антропологию, свою неизменность 1.

1 По Арендт, понятие человека, человеческого рода в целом, исключает понятие прогресса; для нас, напротив, привнесение антропологизма в философию — результат поступательного движения в сфере мышления (ср.: Hannah Arendt. Macht und Gewalt (=On Violence, 1970). #220;bers, von G. Uellenberg. M #252;nchen,1970,30).

Ренессанс не был «переоценкой» одних лишь «христианских ценностей», как его определил Ницше в «Антихристе» resр. «Антихристианине» (1888). Возрождение переориентировало существовавшую до него и христианскую, и языческую философию. Для античности и средневековья двуначальность человека, его биофизичность и его психизм (духовность), знаменовала его ущербность, его нецелостность. Чтобы приобщиться неделимому целому (т. е. стать философски релевантным), человек должен был преодолеть присущий ему дуализм. Так или иначе, он обязывался принести в жертву свое тело, сократить свое физическое наличие в мире до минимума. Греческая философия требовала от человека, чтобы он отказался от чувственного восприятия ради проникновения в эйдосы (Платон) или подчинил свою отдельность государству, распоряжающемуся телами граждан, например, во время войны («Политика» Аристотеля; Гегель, наследовавший этому сочинению, отводил философской антропологии второстепенную роль)2. Этика римских стоиков

2 Тогда же, когда античную философию привлекало к себе человеческое тело, как это было в кинизме, антропологизмвообще выветривался из нее. Так следует трактовать прославленный анекдот Диогена Лаэртского о Диогене Синопском, искавшем и не нашедшем человека.

убеждала человека в том, что он должен либо с полным сознанием совершаемого дарить собственность, прямо продолжающую обладание телом («De Beneficiis» Сенеки), либо мужественно довольствоваться мыслью о бренности земного прозябания, т. е. мыслью-в-себе (Марк Аврелий). Философская антропология, вообще говоря, оппонирует не историософии (так обрисовал дело Марквард в цит. соч.), но этике, для которой человек не столько уже есть, сколько перманентно еще должен быть 1.

Антропология
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:04:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...