all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Индуизм / Шри Мадхусудана Сарасвати

Шри Мадхусудана Сарасвати


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:16
Шри Мадхусудана Сарасвати


(Нет голосов)
567 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Шри Мадхусудана Сарасвати



Мадхусудана Сарасвати родился в начале шестнадцатого столетия и прославился как блестящий философ. Это был период расцвета философских школ Индии. Ученые и мудрецы писали многочисленные комментарии к священ¬ным писаниям и объемные философские трактаты. Среди знаменитых мыслителей того времени мы встречаем имена Рамануджи, Валлабхи, Мадхвы, Нимбарки, а также их последователей, оставивших после себя огромное философ¬ское наследие как дуалистической, так и недуалистической направленности.
Примкнувшие к традиции Шанкарачарьи монахи отста¬ивали исключительно недуалистическую точку зрения адвайты, превратив ее в схоластическую игру ума. Это при¬вело к тому, что практические аспекты великого учения были утрачены, осталась одна лишь интеллектуальная гимнастика.
Одним из таких ученых-схоластов был Мадхусудана. Он принадлежал к аналитической школе, использующей логику в качестве мощного инструмента для опровержения других философских учений. Его система адвайта сиддхи опровергает другие системы как алогичные и обосновывает абсолютное превосходство доктрины недвойственности.
Интеллект — основание, логика — сила, а осознание недвой¬ственной истины — цель.
Однако в глубине души Мадхусудана оставался духовным искателем, а не философом. Хотя он формально и принадле¬жал к школе Шанкарачарьи, внутренне он был независимым. Читая лекции, обучая студентов, размышляя над истиной, он ощущал внутреннюю пустоту. Мадхусудана часто вспоминал о детстве как о времени, наполненном чистотой и духовнос¬тью. Это были дни, когда его родители поклонялись Господу Кришне. Со временем он понял, что образованность и эруди¬ция не всегда ведут к счастью и духовному совершенству.
Мадхусудана все более отстранялся от рационализма. Он опять ощутил любовь к Богу Кришне, хотя и продолжал публично преподавать философию недвойственности. По сути, он вел двойную жизнь: в присутствии студентов был философом-адвайтистом, в частной жизни — влюбленным в Бога. Читая лекции об абсолютно недвойственном Брахмане, Мадхусудана в то же время тайно поклонялся Богу Кришне и молил его о непосредственном опыте. Со временем это жела¬ние превратилось в страсть к общению с божественным. Он стал меньше уделять внимания своим лекциям и философии, чтобы высвободить время для медитации и созерцания пре¬красной формы ишта деваты (личного божества).
Для интенсивного занятия садханой Мадхусудана пере¬селился во Вриндаван, место рождения Бога Кришны. Последователи Кришны вели себя здесь так, словно опьянели от божественной любви: они осыпали себя землей, по кото¬рой ступали лотосные стопы Бога; как безумные обнимали растения и кусты, словно они были воплощениями Бога. Мадхусудана пытался войти в такое же состояние экстаза, но у него ничего не получалось.
Часто он опускался у ног бхакт (преданных Господа), прося прощения и милости, искал у них благословения, умо¬лял, чтобы они помогли ему увидеть Бога. Одни говорили: «Покрой свое тело пылью священной земли, настрой ум и сердце на песни птиц, без устали поющих хвалу Богу. Контакт со священной землей позволит тебе почувствовать контакт с Богом. Слушая пение птиц, ты услышишь Его имена». Мадхусудана следовал советам, но ничего не помогало. Другие говорили: «Иди к священной реке Ямуне, окунись в ее синие воды, которые напомнят тебе о синем цвете лица Бога. Спроси у реки, видела ли она Бога, играющего с друзьями на берегу. Спроси у дерева кадамба, видело ли оно Бога, сидящего на его ветвях. Раскрой свои глаза, о Мадхусудана. Эта земля пропитана Богом. Очищай себя на святой земле Вриндавана. Ты будешь видеть, слышать, обонять и при¬касаться к Нему». Третьи говорили: «Открой свое сердце и позволь Богу войти в него. Разбей врата рассудочного знания и увидишь: Он ждет тебя больше, чем ты Его».
Но и эти советы не помогли Мадхусудане. Однажды во сне некий голос велел ему идти в святой город Варанаси и там получить посвящение от мастера, направляющего на путь божественной любви. Так, прикоснувшись к Воле Бога во сне, он отправился в Варанаси.
В священном городе к нему приблизился таинственный святой и предложил свое покровительство. «Я Бхайрава, — произнес он, — разрушитель мира, основанного на иллю¬зии». Возникший между ними удивительный диалог отражен в следующей беседе.
Мадхусудана: Почему, несмотря на настойчивые поиски Бога, я так и не смог увидеть его даршан (образ) и ощутить Его реальное присутствие?
Бхайрава: Твоя философия стоит на пути между тобой и Богом. Она противоречит практике. Твоя философия построена на идее абсолютно недвойственного Брахмана, который не имеет имени и формы. Ты убежден, что абсо¬лютная истина лишена качеств и определений, что она отличается от проявленного мира и от любого персонифи¬цированного Бога (о котором ты, возможно, размышлял). Эта философия подрывает твою садхану, направленную

Шри Мадхусудана Сарасвати
 Статья / Религия / Индуизм / Шри Мадхусудана Сарасвати
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:16

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...