all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Философия / Философы / Рудольф Штейнер - жизнь, учение, деятельность

Рудольф Штейнер - жизнь, учение, деятельность


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08
Рудольф Штейнер - жизнь, учение, деятельность


(Нет голосов)
486 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Рудольф Штейнер - жизнь, учение, деятельность



И.И. Зильберберг



В 11-ом номере "Форума" под рубрикой "Философия, религия, этика" были помещены некоторые материалы Рудольфа Штайнера. Эти материалы могут быть правильно поняты лишь в контексте общего учения Штайнера, которое выходит далеко за пределы означенных рубрикой областей и которое Штайнер назвал духовной наукой или антропософией. Эта наука не только объясняет наш мир во всём его объёме и многообразии, не только позволяет познавать его во всей глубине и первопричинах, но и лежит в основе жизни и деятельности тысяч людей во всём мире. На её принципах действуют школы и больницы, сельскохозяйственные фермы и посёлки для умственно отсталых, промышленные предприятия и банки, архитектурные мастерские и фармацевтические фирмы, театры и научные лаборатории.

Вместе с тем очень мало известно сегодня как об этой деятельности, так и об учении Штайнера, как, впрочем, и о нём самом. Поэтому я позволю себе предложить читателям журнала краткий очерк жизни, деятельности и учения этого выдающегося европейского мыслителя, учёного и педагога.
Отец хочет сделать из него железнодорожного инженера, и мальчик, сдав блестяще экзамен, поступает в 1872 году в реальное училище. И здесь он выходит за рамки учебной программы, изучив в возрасте 12-13 лет аналитическую и начертательную геометрию, тригонометрию, дифференциальное и интегральное исчисление. Он также самостоятельно изучает историю, а в 14 лет прочитывает "Критику чистого разума" Канта, которой он начинает продолжавшееся всю жизнь глубочайшее изучение мировой философской мысли.

Одновременно, ввиду довольно скромных доходов семьи, из которых оплачивалось его образование, Рудольф Штайнер, по рекомендации педагогического совета, занимается как с учениками младших классов, так и со сверстниками. В дополнение к прикладным дисциплинам он самостоятельно изучает греческий и латинский языки и курс классической гимназии, что позволяет ему потом заниматься также и с учениками классической гимназии. Именно отсюда берёт своё начало многолетняя педагогическая деятельность Штайнера.

Закончив с отличием реальное училище, Штайнер в 1879 году поступает в Венское Высшее техническое училище. Продав школьные учебники, он покупает на эти деньги произведения великих немецких философов-идеалистов и время до начала занятий в Вене посвящает изучению трудов Фихте, Гегеля, Шеллинга и их учеников. В Высшем же училище он изучает математику, химию и естественную историю, а также физику, зоологию, ботанику, биологию, геологию и чистую механику. Одновременно он слушает лекции по немецкой литературе, а в университете - по философии, продолжая и самостоятельное углубление в философию. При этом он продолжает давать частные уроки и активно участвует в различных литературно-художественных и философских кружках, а также внимательно следит за происходящим в сфере искусства - музыкой, архитектурой, живописью.

Вскоре Штайнера привлекают к сотрудничеству в издательстве "Немецкая национальная литература", где ему, молодому человеку в возрасте двадцати одного года, поручается подготовка к изданию несколько томов "Естественнонаучных трудов Гёте" и снабжение их вводными статьями, пояснениями и примечаниями. (Гёте известен широкой публике в основном как поэт, а между тем он не только серьёзно занимался научно-исследовательской деятельностью, но и был самостоятельным и неординарным учёным-естествоведом). Занимаясь этой работой, Штайнер публикует и собственный труд "Теория познания в мировоззрении Гёте". Позже он становится редактором "Немецкого еженедельника", что ещё больше вводит его в политическую жизнь Австрии и знакомит с различными её представителями, побуждая заняться изучением политэкономии и трудов Маркса и его последователей.

Средства к существованию Рудольф Штайнер продолжает добывать преподаванием - теперь уже практически всех предметов на всех уровнях, включая помощь аспирантам при подготовке их докторских диссертаций.

В этот же период судьба ставит его перед трудной педагогической задачей. Его рекомендуют в качестве воспитателя и учителя в семью с четырьмя мальчиками. Трёх из них он должен был подготовить к начальной школе и потом помогать им в дальнейших занятиях. Четвёртый же был отдан ему на полное попечение, так как, будучи физически и умственно отсталым (он страдал гидроцефалией), был совершенно не в состоянии учиться. Шесть лет пробыл Штайнер в этой семье, и в результате его усилий его больной питомец не только полностью излечился от болезни, но окончил гимназию, а затем и институт и стал врачом.

В 1890 году Штайнера приглашают в Веймар, в Архив Гёте и Шиллера, в качестве редактора научных трудов Гёте, готовившихся к изданию в составе полного собрания сочинений великого поэта. В Веймаре Штайнер пробыл семь лет, в течение которых, помимо работы в Архиве, он защищает докторскую диссертацию по философии и продолжает свои философские, научные и художественные изыскания, поддерживая контакты со многими выдающимися представителями культуры и науки. К концу этого периода библиография его работ насчитывает порядка ста наименований - философских, научных и литературных статей, статей по драматургии, театральных обозрений, биографических очерков и таких трудов, как "Фридрих Ницше, борец против своего времени" и "Мировоззрение Гёте". К этому же периоду относится опубликованная в 1894 году "Философия свободы", которую сам Штайнер считает основополагающей для всей своей последующей деятельности и одним из основных трудов своей жизни.

Рудольф Штейнер - жизнь, учение, деятельность
 Статья / Философия / Философы / Рудольф Штейнер - жизнь, учение, деятельность
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:03:08

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...