Франсуа Рабле
Франсуа Рабле
Философы. Франсуа Рабле Ступая по холодным мраморным ступеням зала средневековой философии посетители нашего призрачного музея невольно проникаются чувством благоговения при виде столь величественной обстановки и серьезности тех историй, которые скрываются за каждым из музейных сокровищ. Сам средневековый стиль, подобен Кельнскому Собору. Он чрезвычайно серьезен и устремлен более к вопросам небесным, чем к земным.
Некоторые из наших посетителей могли заскучать от чрезмерной серьезности, слушая истории о средневековой философии. Что ж, есть надежный способ избавиться от скуки и в нашем музее - скорее перейти в следующий зал, в зал эпохи, которую итальянцы называют Чинквеченто, а французы - Ренессанс.
Итак, нас ждет новое путешествие - прогулки по Возрождению. Первым экспонатом этого зала оказалось разноцветное трико в шашечку и кружочек, костюм " "домино " ", в который одевались бродячие клоуны, арлекины и выкидывали свои антраша.
Наш музейный костюм " "домино " " хоть и не из цирка, но все же имеет отношение к веселому и задорному смеху, который часто звучит и на ярмарочных цирковых представлениях. Наш " "домино " " принадлежал когда-то одному доктору медицины, которого, если таковые бы были, можно назвать и доктором смеха. Звали владельца костюма Франсуа Рабле.
На медицинском факультете городка Монпелье, где учился, а затем преподавал Рабле, особым признанием и огромной популярностью пользовалась древняя философская мудрость о том, что " "Из всех живых существ только человеку свойственен смех " ". А у студентов-медиков бытовала даже целая теория о " "веселом враче " ", который, как Доктор Айболит или доктор Мом, с помощью смеха исцеляет пациентов.
Вообще смех рассматривался как высшая духовная привилегия человека, недоступная другим существам, и вершиной этого возрождающего смеха стал бессмертный роман метра Рабле " "Гаргантюа и Пантагрюэль " ".
Эта книга - шутовски веселая и грустная, парадоксальная и наполненная скабрезными шутками, рассказывает нам о том, как прекрасна могла быть жизнь людей, если бы они были свободны. Смех Рабле - не только шарж, анекдот и гротеск. Это - универсальное мировоззренческое начало, начало исцеляющее и возрождающее, связанное с последними философскими вопросами устроения жизни и смерти.
Не зря великий насмешник предваряет рассказ о веселых похождениях своих огромных героев следующими словами…
Видели Вы когда-нибудь пса, нашедшего мозговую кость? Это как говорил Платон, самое философское в мире животное. А если видели, то могли заметить, с какой любовью он ее разгрызает и как тщательно высасывает. Что заставляет его делать это? Ничего, кроме капельки мозга!
По примеру этого пса Вам следует стать мудрецами и уметь вынюхивать, прочувствовать и оценить мои прекрасные лакомые книги, а потом, после тщательного чтения и зрелого размышления, разломать кость и высосать оттуда мозговую субстанцию в твердой надежде сделаться благодаря чтению благоразумнее и сильнее " ".
Как же понять нам сегодня этот, порой грубый до непристойности, но всегда остроумный, а часто и философический смех?
Начнем ab ovo как говорили древние, с яйца.
В монастыре, где протекала юность Рабле, царила леденящая душу окаменелая серьезность. Страх, грех, благоговение, искупление, страдание и смирение - таковы были оттенки этой серьезности.
А за стенами монастыря шумела, славившаяся на всю Францию, ярмарка. Она справлялась три раза в году. Сюда, прямо как на Нижегородскую ярмарку, съезжалось несметное количество торговцев и покупателей не только со всей округи, но и из других государств.
Молодой послушник Франсуа мог не только наблюдать бурную жизнь торговой площади, слушать ее язык, но и жить веселой ярмарочной жизнью. Особенно после того, как стал странствующим студентом. Ярмарка перерастала в карнавальное действо, площадные шутки сливались со школярскими пародиями и песнями. Все пило, ело, гремело, хохотало. Студенты устраивали карнавальные процессии, танцевали на площади, пародировали своих учителей.
Странствуя по университетам Бордо, Тулузы, Орлеана и Парижа Рабле сам сочинял множество остроумных анекдотов, делал комические зарисовки, которые пригодились ему потом, при создании " "Пантагрюэля " ".
Он приобщился к жизни студенческой богемы, которая любила и до сих пор любит посмеяться над университетской профессурой.
Франсуа Рабле
|
|
Назад в раздел
Самые интересные новости:
загрузка...
|