all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Этика-эстетика / Церковь, наука и образование

Церковь, наука и образование


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:52
Церковь, наука и образование


(Нет голосов)
518 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Церковь, наука и образование



Этика эстетика. Церковь, наука и образование


Сегодня общество, раздираемое внутренними противоречиями и не могущее избавиться от этих противоречий известными ей методами внешних структурных преобразований, приходит к пониманию, что корень зла лежит вовсе не в организации общества, а в организации внутреннего мира человека. Иначе говоря: в обществе становится все более осмысленным вопрос духовности человека, его нравственных ориентиров, его общей культуры. Этот вопрос проникает во все сферы общественной жизни, во все слои населения. Для многих людей он практически стал самым главным вопросом их жизни, для многих – из разряда «несущественных» и «надуманных» перешел в разряд «первостепенных» и «жизненно необходимых». Критическая масса этих людей постоянно растет, от того: с одной стороны, проблема духовности становится «все более ясной и проработанной»; с другой – «все более запутанной и противоречивой». Каждый вносит в решение этого вопроса свой вклад, свое понимание, каждый стремится решить его «по своему», согласно своему жизненному опыту, религиозной вере, местным традициям и т.д. Короче – стихийный процесс решения одного из главных вопросов современной цивилизации набрал такие обороты, когда каждая ошибка общественной мысли может принести обществу непоправимый вред, отбрасывая его к исходным кризисным позициям, а то и дальше, но каждое правильное, взвешенное решение позволит ему сделать огромный шаг вперед – к чистой и гармоничной жизни. И цена каждого шага в решении данного вопроса со временем будет лишь возрастать. Этим и объясняется такая активность всех общественных институтов, так или иначе связанных с вопросами общего мировоззрения, нравственности, культуры, образования и воспитания. И прежде всего это касается двух «мегаинститутов»: религиозного (далее – «церковь») и научного (далее – «наука»).

Поводом для написания данной статьи послужило т.н. «письмо десяти» - обращение к В.Путину десяти российских академиков, выражающих свой протест против чересчур активных и неоправданных (на их взгляд) действий РПЦ в сфере образования. Письмо озаглавлено «Политика РПЦ МП: консолидация или развал страны?» Его авторы, в числе которых нобелевские лауреаты Виталий Гинзбург и Жорес Алферов, предупреждают об угрозе «клерикализации» общества и просят власть не допустить включения «Теологии» в перечень научных специальностей в ВУЗе и преподавания предмета «Основы православной культуры» в школе.

Обращение академиков вызвало бурную дискуссию в российском обществе. Понятно, что нашлись как сторонники обращения, так и яростные его противники. Среди последних: разумеется, представители самой церкви, а также некоторые журналисты, общественные и научные деятели и т.д. Сама острота дискуссии и ее «социальный охват» подтверждает сказанное нами: вопросы, связанные с духовностью, вышли сегодня на первые рубежи общественной жизни. Тем более – в России, где к вопросам духовности всегда сохранялось особое отношение.

«Скрещивание шпаг» между церковью и наукой – явление не новое. Корень их противоречий залегает очень глубоко. Церковь – построена на религиозном догмате, на вере; наука построена на объективном поиске, на опыте. Конечно, и церкви в какой-то степени приходиться занимается научными изысканиями; а также и науке приходится «веровать» в свои гипотезы. И тем не менее, общий язык им найти всегда было очень трудно. Речь не о политике, не о подписании «дружественных петиций» (каких было достаточно), а о реальной совместной исследовательской и просветительской работе, которая была бы видна и очевидна для каждого гражданина, и где было бы ясное понимание, что занимаются они общим делом – поиском и утверждением истины, поиском и утверждением гармонии в человеке, в обществе.

На взгляд автора, церковь и наука все же могут стать на общий путь развития, но для этого они должны отказаться от многих своих стереотипов и догм, наполнив сложный и противоречивый процесс человеческого познания «новым» смыслом – духовным [1]. Но готовы ли они к таким «жертвам»?..

Сама тема «войны и мира» религии и науки очень непроста, а сегодня и очень остра, болезненна - она затрагивает миллионы конкретных человеческих судеб. Поэтому, на мой взгляд, ее надо разрабатывать чрезвычайно осторожно, не впадая ни в одну из крайностей. Если коротко - и РПЦ, и РАН примерно в равной степени «постарались», чтобы наше общество находилось на той низкой культурной и духовной ступеньке, на которой оно пребывает. Их вина очевидна, но выражена в разных формах. Мне кажется, что лишь глубоко разобравшись с вопросом «ущербности» церкви и науки, мы можем адекватно отреагировать на «письмо десяти» и предложить обществу приемлемое решение проблемы «духовного образования и воспитания». Рассмотрим более подробно этот вопрос.
[/1]
Церковь, наука и образование
 Статья / Религия / Этика-эстетика / Церковь, наука и образование
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:52

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...