all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Волкодлак


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:28
Волкодлак


(Нет голосов)
417 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Волкодлак



Религия. Славянская мифология. Волкодлак


Волкодлак (Волколак, Волкулак, Вовкулака) - по верованиям древних славян человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. По другим представлениям волколаки - воины-оборотни из свиты славянских языческих Богов Ярилы и Велеса.

Внешним признаком Волкодлака является растущая на голове волчья шерсть (длака), заметная уже при рождении. От неё и происходит данное славянское наименование.

Мотив превращения человека в волка распространён в фольклоре всех европейских стран, а так же Кавказа, что свидетельствует о глубокой древности его происхождения. Известен мотив превращения в волка при надевании волчьей шкуры. Предполагалось, что при её снятии происходило обратное превращение. Человек мог стать Волкодлаком и благодаря колдовству. В литовском фольклоре подобных персонажей называли вилтаками. При этом считалось, что превращение осуществляется при надевании заколдованного пояса (приевита) или перешагивания (перекувыркивания) через пень в который был воткнут нож. Необходимо было произнести при этом соответствующий заговор.

По поверьям, Волкодлак, как и настоящий волк нападал на людей и животных. В то же время известны рассказы о том, что заколдованный человек стремиться преодолеть силу колдовства и не причинять никому вреда. В этом случае он также отказывается есть сырое мясо.

Считалось, что после смерти Волкодлак может стать упырём, поэтому перед его погребением ему следовало завязать рот или вложить в него монету.

«Полночь, всеобщая тишина. Вот-вот к нам заглянёт домовой, волкодлак, лаума, какая-нибудь нечистая сила» (Смоленская область); «Солдатик проучил пупка-колдуна за то, что он на свадьбах людей волкулаками делал» (Смоленская область).

Вера в существование людей-волков распространена повсеместно, но в центральной и северной России их чаще называют оборотнями.

Человек, наделенный сверхъестественными способностями, становится волком, «перекинувшись» (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или в землю нож, топор. В рассказе из Вологодской губернии женщина-колдунья обращается волком, «перекинувшись» через коромысло. Если нож (топор, иной предмет, через который «перекидывались») выдернуть и унести, человек-волк навсегда останется волком. «В селе Лучасах Смоленской губернии рассказывают, что когда-то там жил мужик, умевший делаться оборотнем. Пойдет на гумно и пропадет. Однажды за овином нашли воткнутый в землю нож и выдернули его. С тех пор мужик пропал и пропадал без вести года три. Один знахарь посоветовал родственникам пропавшего воткнуть нож за овином, на том месте, где он торчал раньше. Те так и сделали. Вскоре после этого пропадавший мужик пришел в свою избу, но весь обросший волчьей шерстью. Истопили жарко баню, положили оборотня на полок и стали парить веником; волчья шерсть вся и сошла. Оборотень рассказал, как он превращался: стоило ему перекинуться через нож, и он обращался волком. Прибежал, а ножа нет. И век бы ему бегать в таком виде, если бы не догадались воткнуть на старое место нож. Хотя этот парень и обращался в волка и долгое время был оборотнем, мысли и чувства у него были человеческие. Он даже не мог есть нечистой пищи, например падали. Когда оборотень подходил напиться к воде, там отражался не волк, а человеческий образ» (Гальковский, 1916 год).

Смоленские крестьяне рассказывали, как волками сделались дети колдуна, по ошибке выпившие приготовленный «для поддела» напиток: «После этого колдун просил соседей не стрелять волчат, а ударить, при виде их, палкой об "мяльлицу"; случись при этом оборотни, они могли бы принять прежний образ».

В Олонецком крае записано повествование о колдуне, который по ночам становился волком. Цель таких превращений в великорусских и севернорусских поверьях не всегда ясна: рассказы об оборотнях-колдунах обычно ограничиваются сообщениями о том, что они «бегают волками» (конкретная задача - например, загнать овец, причинить людям вред - упоминается реже). «Колдун может обращаться в любое животное и других обращать в зверей (преимущественно волков). В Кадниковском уезде Вологодской губернии рассказывают, что колдун приходит в лес, ударяет топором в пень и обращается в волка для того, чтобы заесть скотину, принадлежащую тому человеку, на которого он, колдун, за что-либо гневается. Чтобы снова принять человеческой вид, ему надо вытащить топор из пня» (Иваницкий, 1890 год).

Волкодлак
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:28

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...