all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина

Майя


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:25
Майя


(Нет голосов)
445 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Майя



Происхождение Майя


Происхождение майя окутано пеленой таинственности. Около 3 тыс. лет назад отдельные группы индейцев - предков майя - начали постепенно продвигаться из горных районов в глубины лесной равнинной зоны на юге Мексики и севере Гватемалы. В целом это была не слишком благоприятная для жизни территория. Первые колонисты-майя построили в джунглях хижины из дерева и глины с высокими крышами из пальмовых листьев. Они вырубали лес грубыми каменными топорами и выжигали его, расчищая в лесных зарослях небольшие участки для скромных посевов маиса (кукурузы), фасоли и тыквы. Появление высокой культуры и государственности относится у майя к рубежу нашей эры. Именно дальние потомки первых колонистов возвели в джунглях каменные города и заложили основы будущей блестящей цивилизации.

На территории центральной области майя в ходе исследований был установлен один бесспорный факт: все жилые постройки, как правило, располагались небольшими группами из 2-5 зданий, размещенных вокруг открытых двориков и площадей. Такая планировка позволяет предположить, что важнейшей социальной единицей у майя в 1 тысячелетии н.э. была большая семья, состоявшая из старшей пары и их женатых и неженатых детей. На основе некоторых археологических данных (например, погребений мужчин в храмах и святилищах) можно предположить патриархальный характер этих большесемейных домовладений.

Группы жилищ входили составной частью в более крупные объединения - деревушки или небольшие поселки в сельской местности и кварталы в городах. Обычно они объединяли в своих пределах от одной до нескольких сотен человек. Подобные единицы в Тикале (Петен, Северная Гватемала) конца 1 тысячелетия н.э. насчитывают от 17 до 33 домовых построек.

Скорее всего, население деревень и кварталов объединялось в общины, где помимо обычных жилищ были небольшие общественно-административные постройки, а также скромные храмы или святилища. Наличие в небольших сельских памятниках погребений с нефритовыми изделиями и привозной керамикой, а также крохотного храма или какой-либо другой общественной постройки свидетельствует о том, что в каждой общине была зажиточная верхушка: жрец, глава общины или богатые домовладения. Сельские общины находились в подчинении крупного городского центра, образуя вместе с ним особую территориально-политическую единицу - город-государство, во главе которого стояли наследственные правители.

В городах жили торговцы и ремесленники, чиновники разных степеней и рангов (писцы, сборщики налогов, судьи), жрецы и профессиональные воины. Их изображения встречаются и на расписной керамике и на фресках и каменных рельефах. Вполне возможно, что у майя были рабы: терракотовая статуэтка с о. Хайна изображает почти обнаженного худого мужчину с деформированной головой и татуированным лицом, который привязан веревкой за кисти рук к столбу. Ремесленные "гильдии " располагались каждая в своем "квартале ". В одном из таких "кварталов " Тикаля найдено много керамических изделий: курильниц, зажимов для занавесей и циновок, статуэток и т.д., что, возможно, указывает на его гончарную специализацию.

Аналогичную корпоративную организацию имели в 1 тысячелетии н.э. профессиональные торговцы майя, тесно связанные с правящими династиями своих городов. Однако основная масса горожан занималась, по-видимому, различными видами сельскохозяйственной деятельности.

Судя по изображениям на стелах и рельефах, во главе общества майя стоял светский правитель, или царь. Росписи глиняной посуды имеют, как правило, 4 мотива: правитель, сидящий на троне в окружении слуг и сановников; божество со старческим лицом, выглядывающее из раковины (видимо, бог-улитка); два юных персонажа, внешне похожих друг на друга; божество в виде летучей мыши с символами смерти. Эти сцены часто сопровождаются короткими стандартными по форме иероглифическими надписями. Между более или менее понятными иероглифами стоят знаки в виде голов различных богов, большинство из которых ассоциируется со смертью и подземным миром. Некоторые ученые подобную кера мику считают погребальной. Однако многие росписи на сосудах содержат вполне земные светские мотивы: "правитель на троне ", "батальная сцена " и пр. В одной из батальных сцен в ожесточенной схватке столкнулись два отряда; более многочисленный, судя по всему, битву проиграл. Три воина из его состава попали в плен, и их уводят торжествующие победители.

Вполне вероятно, что в 1 тысячелетии н.э. у майя власть правителя была сакрализована: умершие вожди почитались как превратившиеся в сильных и опасных духов; вождь выполнял ритуальные и культовые функции. Военный аспект царской власти у майя подчеркивается обилием военной тематики в изобразительном искусстве ( "царь на поле брани ", "сцены триумфа " и т.д.), а также вероятным происхождением ее из института военных вождей.

Майя
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:25

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...