all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Другие религии / Махамудра и Дзогчен

Махамудра и Дзогчен


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:25
Махамудра и Дзогчен


(Нет голосов)
262 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Махамудра и Дзогчен



Учения Махамудра и Дзогчен



Ответ: Обычно, говоря о Махамудре, мы прежде всего имеем в виду Махамудру как конечную цель учений Ануттара-тантры. Это Учение распространено во всех школах и всех традициях. В школе кагюдпа существует особая традиция Махамудры Гампопы. Но Махамудра есть и в традиции сакяпа, и в традиции гэлугпа, и в традиции нингмапа.

Когда мы говорим об учении Дзогчен, то его особый путь отличен от пути Ануттара-тантры, потому что Ануттара- тантра — это путь преображения, а Махамудра — конечная цель этого пути. Особый же метод Дзогчена — это самоосвобождение, которое не опирается на преображение. Так что это разные Учения.

Считается, что традиция Дзогчен возникла не надавно, а идет из глубины времен. Говорится, что в разные эпохи последовательно существовало двенадцать Учителей, которые проповедовали и передавали Дзогчен задолго до прихода Будды Шакьямуни.

В те времена, может быть, и не было таких разновидностей Учения, как тантры, агамы (лунг), упадеши (комментарии) и т.д., а также всех разделов учения Дзогчен. Но самое главное — передача Учения — осуществлялась с древнейших времен. Это то, что обычно называется ненгюд (bsnyen rgyud), или устная передача.

Эта устная передача осуществлялась также и в древней традиции бонпо, являясь неотъемлемой ее частью, но это вовсе не означает, что ее истоки лежат в традиции бонпо, так как многие учителя Дзогчена жили в намного более древние времена. Дзогчен пришел в Тибет главным образом из Уддияны, а некоторые его Учения пришли также из страны Труша* и из Индии. Ануттара- тантра также происходит в основном из Индии и Уддияны. Изучая, например, Калачакра-тантру, Гухьясамаджа-тантру и различные виды Чакрасамвара-тантры, мы увидим, что большинство Учителей отправлялись в Уддияну, где получали передачу от махасиддхов; позднее эти пришедшие из Индии тантры распространились в Тибете. Такова история распространения Ануттара-тантры.

________
* Некогда располагалась примерно на территории современной Киргизии. — Прим. перев.

Особенностью Ануттара-тантры является работа с ясностью, проявлением и движением — именно поэтому в ней очень широко используется преображение. Например, в ней присутствует стадия зарождения и стадия завершения. Эти две стадии являются ключевым моментом Ануттара-тантры. Но обе они входят и в Махамудру. Возможно, обычные люди, практикующие стадию зарождения, на этом этапе не обладают знанием Махамудры, но в конце, когда они его обретут, все, что они мысленно представляют, — все божества и мандала, то есть измерение самого практикующего, — проявится как часть его потенциальности. Таков истинный смысл Махамудры.

Мудра означает "символ". Многие ошибочно считают, что мудра — это "печать". "Печать" по-тибетски гья (gya). Например, тайное Учение мы завершаем словами САМАЙЯ ГЬЯ, ГЬЯ, ГЬЯ. Это означает, что оно запечатано: его нельзя разглашать, и смысл его нужно держать в тайне. Махамудра же означает совсем другое. Здесь мудра означает символ, жест, — например, то, как сложены руки. Жест, мудра — это символ, но в истинном смысле — это символ обладания знанием.

Например, если перед нами — изображение божества, то это символ, а не настоящее просветленное существо. Просветленное существо не имеет облика. Оно не имеет облика, но его потенциальность, проявляясь, становится символом. Таким образом, ясность практикующего выражается этим символом, и когда он работает с ясностью, а также с измерением всех эмоций и движений, то все проявляется как персонифицированное божество или как чистое измерение мандалы. Все есть символ. Поэтому, если мы включаем в этот символ все свое измерение, все свое существование, то символ становится частью нас самих и заложенной в нас потенциальности. Когда мы понимаем это, то говорим о "Великом (Полном) Символе" — это и есть подлинная Махамудра. В ней конечная цель всех тантрийских учений.

Но в школе кагюдпа есть особое учение Гампопы о Махамудре. Благодаря своим исключительным способностям, знанию и пониманию Гампопа объединил принцип шуньяты, учения Сутры и Тантры, а также путь самоосвобождения. В истинном смысле все это одно и то же, никакой разницы нет. Например, если мы спросим, чем отличаются реализация Дзогчен и Махамудры, то не найдем никакого отличия, потому что мы можем называть этот принцип "дзогчен" или "махамудра", но в истинном смысле — это ваша потенциальность, проникновение в собственную истинную природу.

Махамудра и Дзогчен
 Статья / Религия / Другие религии / Махамудра и Дзогчен
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:02:25

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...