all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Религия / Христианство / Дзен в Проповеди 52

Дзен в Проповеди 52


 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:37
Дзен в Проповеди 52


(Нет голосов)
496 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

Дзен в Проповеди 52



Сопоставление христианского мистицизма Мастера Экхарта и Дзен



Р.М.М.М. Несколько лет назад в Париже я встретила мастера Дзен, возвращающегося из Бразилии в Японию. Во время нашего разговора он упомянул, что обучает дзен в Бразилии согласно учению Мейстера Экхарта. Это меня удивило. Я спросила у него, что же общего с дзен у этого христианского мистика. Он ответил мне, что людям бразильской культуры Экхарт ближе, чем непосредственно дзен, и поэтому он обучает дзен с помощью наставлений этого мистика.

Возвратившись в Польшу, я стала искать книги Экхарта, пока в один прекрасный день мне не попали в руки «Проповеди», едва ли не самая известная из его работ.
Я открыла эту книгу в случайном месте и практически сразу же попала на «Проповедь 52». Она начинается со слов: «Вечное Счастье так говорит устами Мудрости: Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное». Признаюсь, что в тот момент я испытала позитивный шок: человек, не имеющий ничего общего с дзен, получил тот же самый опыт и описал его с помощью очень близких мне слов. Я подумала, что если бы мне пришлось обучать дзен людей, вырастающих на грунте моей культуры, именно мысли Экхарта были бы наиболее близки сущности дзен.

- Применили ли Вы мысли Экхарта к процессу обучения в сангхе, которую Вы ведете в Польше?

Р.М.М.М. Да. Позже я начала опираться в некоторых изложениях Дхармы на учение Мейстера Экхарта. В последний раз это было на семидневном сешине (медитативном ретрите), который состоялся в начале декабря этого года.

- Не могли бы Вы отталкиваясь от содержания «Проповеди 52» указать на аналогии между дзен и учением Мейстера Экхарта?

Р.М.М.М. Для начала приведу фрагмент, на который буду ссылаться в первую очередь: «Блаженны нищие духом. Прошу вас, будьте и вы нищими подобным образом, дабы понять то, что я сейчас вам скажу. Уверяю вас Вечной Истиной: если не станете подобны этой истине, о которой говорю вам сейчас, не сможете меня понять». Экхарт двоекратно в этой проповеди обращает внимание - то, о чем он говорит, не годится для понимания, но подходит для личного переживания. Он указывает на весомость личного опыта, свободного от интеллектуальных спекуляций. Это утверждение в духе дзен.

Человек, согласно Мейстеру Экхарту, должен стать во время своего духовного пути человеком нищим духом, - а «Нищий – это тот, кто ничего не хочет, ничего не знает и ничего не имеет». Что же это значит, стать нищим, который ничего не хочет? Для начала, Экхарт обращает внимание на то, что «Многие понимают этот смысл неверно, особенно те, кто привязывается к покаянным упражнениям и внешним практикам, привнося в них чрезмерную весомость, так как ищут в них самих себя». Согласно такой позиции, Экхарт весьма радикален в своем осуждении, - он говорит, что люди, поступающие так, «…это люди, ничего не понимающие в Божьей правде». Однако добавляет, что «Благодаря своим добрым намерениям могут войти в Царствие небесное».

Далее, Экхарт объясняет, как следует понимать нищего, который ничего не хочет: «даже если кто-то хочет по собственной воле прежде всего исполнить волю Бога, он не является еще нищим в том значении, о котором мы хотим здесь говорить. Такой человек ведь имеет собственную волю, с помощью которой хочет исполнить волю Бога – это не истинное нищенство. Если же кто-то хочет постичь истинное нищенство, он должен стать полностью изъятым из собственной воли, как тогда, когда еще не существовал. Предвечная Истина! Пока у вас есть намерение исполнять волю Божью, а также желание вечности и Бога, вы еще не истинно нищие. Нищий только тот, кто ничего не хочет и ничего не жаждет».

Вот еще один очень важный фрагмент: «Когда я был в моей Первопричине, не имел Бога и был причиной самого себя. Тогда я ничего не хотел и ничего не желал, ведь я был свободным бытием и познавал самого себя, наслаждаясь истиной. В то время я хотел только себя самого и ничего кроме этого; я был тем, чего хотел, а хотел того, чем был, не имел ни Бога, ни какой-либо вещи. Когда же, по велению собственной воли, я получил сотворенное существование, тогда у меня появился Бог; ведь до появления созданий Бог не был «Богом», Он был тем, чем был. Когда же появились создания и получили свое сотворенное бытие, Бог начал быть Богом, но не в самом себе, но в них». Эти слова мне особо близки. Почему? Потому что я происхожу из католической культуры, у меня в сознании было представление Бога, который милосерден, добр, заботлив. После многих лет работы над коанами, - еще до того, как я познала науку Мейстера Экхарта, - я получила внутренний опыт, согласно которому описанное мной выше представление о Боге принадлежит к миру формы, а не – используя определение, данное Экхартом, - к Первопричине, то есть к началу всего.

Дзен в Проповеди 52
 Статья / Религия / Христианство / Дзен в Проповеди 52
 Николай Баранов, 23.04.2012 18:01:37

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...