all-of-all.ru
Посмотреть
Статьи

Наши друзья

Спецпредложения интернет-магазина
 Статья / Статьи / Чай / МАТЕ - краткий обзор рынка в России

МАТЕ - краткий обзор рынка в России


 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:52
МАТЕ  - краткий обзор рынка в России


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
1634 просмотров
В избранное
Комментировать(0)

МАТЕ - краткий обзор рынка в России


Российский рынок мате является относительно молодым сегментом всего чайного рынка. На настоящий момент он быстро развивается, и является перспективным. Осторожное отношение к рынку мате со стороны представителей чайного рынка можно объяснить специфичностью данного продукта: с одной стороны, темпы роста очевидны, но с другой стороны, мате – продукт, недавно появившийся на российском рынке на волне интереса потребителя к экзотической продукции (восточная культура, культура латинской Америки и т.п.). Возникновение популярности мате можно сравнить с возникновением популярности зеленого чая, который, начав свое восхождение от модной тенденции на восточную культуру, прочно укрепился на российском рынке чая, заняв определенное место в рационе российского потребителя. Далеко не последнюю роль в этом сыграл актуальный на сегодняшний день вопрос о здоровом питании в России, а также постепенный рост доходов населения, особенно так называемого «среднего класса». На основании этих фактов можно прогнозировать и рост популярности йерба мате.

Препятствием, стоящем на пути развития рынка мате в России, может являться особая традиция его потребления, требующая специального способа приготовления и использования особых аксессуаров для матепития, что влечет за собой дополнительные траты. Специфический вкус, не вполне соответствующий ожиданиям российского потребителя чая, также может вызвать дополнительные затруднения в продвижении продукта.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРОДУКТА

Мате (часто также встречаются названия Herba Mate, Yerba Mate, Mate Tea; иногда в торговых обозначениях мате используются названия типа "Парагвайский чай", "Бразильский чай" и т.п.) - чаеподобный напиток, который получается из сухих листьев вечнозеленого тропического дерева Illex Paraguariensis. Существует несколько типов готового продукта, различающихся по способу производства.

Самая популярная классификация делит мате на зеленый и жареный.

Зеленый мате – классический сорт мате, получаемый после традиционной обработки растения – сбор сырья, сушка, помол.

Жареный мате предусматривает прожарку до определенной степени на железных листах.

Настоящий мате, для классического питья из специальной посуды, имеет золотисто - зеленый цвет, очень сухой, и состоит из трех компонентов:

  1. Стебельки (в них содержится высокая концентрация полезных веществ).
  2. Сами листочки (придают напитку цвет и терпкость).
  3. Легкая пыль (показывает, что мате правильно просушен, и сохранил все полезные св-ва).

Большой популярностью у российского потребителя пользуется мате с фруктовыми добавками. Практически все производители мате имеют в своем ассортименте такой вид мате. Способы его производства, однако, очень разнятся. Самый простой и дешевый способ – применение искусственных ароматизаторов. Его практикует достаточное число компаний, фасующих мате в России и в Германии. Это «Русская чайная компания», «Надин», «Люта» и др. Более дорогой способ – сублимация натуральных фруктов. Таким способом производства пользуется, например, аргентинская компания «Establecimiento Las Marias».

Существует также мате с пониженным содержанием мелких фракций (т.е. пыли) и листовой мате. Первый вид гарантирует прозрачную заварку, что позволяет заваривать мате в стеклянном сосуде, более привычном для европейского способа употребления (в чайнике или френчпрессе), второй обладает более насыщенным вкусом и ароматом. По существующим нормам, пыль или веточки в этих видах мате должны изыматься исключительно на последней стадии обработки, таким образом, чтобы традиционная часть производства йерба мате не была изменена. В противном случае, мате утратит часть своих полезных качеств и свойств. Так мате из Германии в основном содержит небольшое количество пыли. Бразильские производители этого мате ориентировались на европейского потребителя, и поэтому разработали особую технология производства с отступлениями от традиций.

СТРАНЫ ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Основная часть поставок мате в Россию приходится на аргентинских производителей (Establecimiento Las Marias, Amanda, Grupo Estrella etc.). Занимая первое в мире место по потреблению йерба мате, Аргентина является также крупнейшим производителем этого напитка. За последние десять лет было зафиксировано заметное расширение новых плантаций, сопровождающееся введением генетической селекции и большого числа новых разновидностей продукта.

Аргентина производит более 60 % мирового количества йерба мате, на втором месте находится Бразилия и на третьем – с большим отрывом – Парагвай. На российском рынке представлены также производители йерба мате из Парагвая (Yerbatera Campesino S.A.) и Уругвая (La Selva S.A.) и Бразилии. Большое количество поставок мате в Россию проходит через Европу (Германия, Англия, Финляндия). Как правило, мате, поставляемый через Европу, имеет аргентинское происхождение.

Графически распределение стран-поставщиков мате в Россию выглядит приблизительно следующим образом:

ФАСОВКА И УПАКОВКА

Большая часть поставляемого в Россию мате фасуется в стране-производителе, однако с каждым годом объем фасуемого в России продукта увеличивается. Так, в 2004 году он вырос на 30% по сравнению с предыдущим. Как правило, закупленный в стране-производителе мате фасуется на российском заводе с нарушением или при недостаточном соблюдении правил и норм. Именно поэтому лучшими сортами мате считаются сорта, расфасованные на месте производства.

Расфасованный мате имеет несколько типов упаковки. В основном это пачки по 500 и 250 грамм.

В последнее время на российском рынке появился растворимый и пакетированный мате. За прошедший год объем продаж пакетированного мате существенно не изменился, однако, этот вид мате занял стабильную позицию и завоевал собственного покупателя.

Мате растворимый для российского потребителя несомненная новинка, поэтому оценить его популярность не представляется возможным. Однако мы прогнозируем этому виду мате успешную судьбу на российском рынке в связи с его неоспоримыми достоинствами. Это простота использования, практичность и доступность. В растворимом мате сохранены тонизирующие, энергетические и оздоровительные свойства классического мате.

ОСНОВНЫЕ ИГРОКИ И БРЕНДЫ

На настоящий момент количество компаний, приоритетной продукцией которых является мате, не так уж и много. Вот некоторые из них:

1. ООО «Джонсонс Трейдинг».

Компания – пионер на российском рынке мате. Именно эта компания в 2001 году завезла первые 5 тонн аргентинского мате в Россию. «Джонсонс Трейдинг» является эксклюзивным дистрибьютором крупнейшего аргентинского производителя мате – компании «Establecimiento Las Marias». Основные бренды компании – Taragui и Union – мате №1 на аргентинском рынке, La Merced – премиум-класс, органический мате, Ma #241;anita – эконом – класс.

2. «Casa Latina».

Компания работает на рынке мате 3 года. Сотрудничает с аргентинским производителем – «Grupo Estrella», поставляющем популярный бренд мате «Cruz de Malta».

3. «Club Mate» поставляет на российский рынок мате «Amanda» от одноименного аргентинского производителя.

  1. «Русская чайная компания» покупает мате в Германии, также поступает и
  2. компания «Надин», которая фасует мате в России.
  3. компания «Machete» занимается парагвайским и уругвайским мате, поставляя такие бренды, как «Pajarito», «Campesino» и «La Selva».

ОБЪЕМ РЫНКА

Объем завезенного в Россию за 2004 год мате составил приблизительно 150 тонн. Это на 50 тонн больше, чем в 2003. таким образом, объем рынка мате вырос на 50%, впечатляющий показатель.

В денежном эквиваленте рынок мате в России составляет 200 тысяч долларов в месяц или 2 миллиона долларов в год. При этом компания «Джонсонс Трейдинг» занимает около 70 % рынка фасованного мате и 50% рыка аксессуаров для матепития. 15% ниши занимает компания «Casa Latina», оставшиеся 15% – «Club Mate» и «Machete». Рынок развесного и фасованного в России мате, привозимого из стран-производителей и Германии, практически поровну делят «Русская чайная компания», «Надин», «Люта» и другие более мелкие чайные компании.

Что касается распределения продукта по России, то наблюдается существенный перевес в сторону регионов. Если пару лет назад Москва была основным потребителем мате, то за прошедший год ее запросы стабилизировались, в то время как спрос в регионах значительно увеличился и продолжает расти. Мода на мате захватила Екатеринбург, Владивосток, Южно-Сахалинск, а также страны СНГ, такие как Украина и Казахстан.

На сегодняшний день Москва составляет 40% процента рынка мате, а регионы соответственно 60%.

РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ

Рынок мате расширяется, поэтому появляются новые места его распространения. Это прежде всего:

- торговые уличные павильоны

- супермаркеты

- специализированные магазины чайных компаний

Каждая точка розничной продажи ориентируется на своего потребителя. Так супермаркеты отдают предпочтение более дешевому мате и, как правило, не имеют в ассортименте аксессуары для матепития (калабасы и бомбижьи). В специализированных чайных магазинах можно найти полный ассортимент мате, начиная от недорогих марок, заканчивая мате премиум-класса, а также все необходимые аксессуары. Среди специализированных магазинов стоит отметить магазины «МАТЕ.РУ», «MLESNA», «Кофейная кантата».

Торговые павильоны ориентируются на стандартного потребителя, но все чаще расширяют линейку предложения мате за счет новых сортов и аксессуаров.

Разброс цен на мате достаточно большой. Он возникает за счет заметной разницы между ценами на развесной и фасованный мате.

Розничная цена на развесной и фасованный в России мате у таких компаний как «Надин», «Люта», «Русская чайная» варьируется в пределах 130-200 рублей за килограмм.

Цена на фасованный в стране производителе мате (Amanda, Establecimiento Las Marias, Grupo Estrella, La Selva S.A.) может достигать уровня 600-1000 рублей за килограмм.

ПРОГНОЗ

Существует два мнения о судьбе мате в России. Первое прогнозирует спад моды на мате, что повлечет за собой исчезновение рынка мате как такового. Второй путь развития предполагает то, что рост объемов рынка мате в России привлечет новых игроков и поставщиков. Более вероятным нам представляется второй путь развития рынка мате. Мы прогнозируем, что с течением времени продукт из разряда «экзотических» перейдет в разряд «полезных», зачатки этого перехода можно наблюдать уже сегодня. Сложившаяся субкультура останется и займет свою особую нишу.

Мы можем с уверенностью говорить, об особом социокультурном феномене, произошедшем в России: мате не только заинтересовал российского потребителя, но даже был адаптирован к российской действительности. На сегодняшний день Россия занимает одно из главных место в мире по потреблению мате, впереди только страны Латинской Америки, Сирия, Испания и Португалия.

По материалам: mate.ru


МАТЕ - краткий обзор рынка в России
 Статья / Статьи / Чай / МАТЕ - краткий обзор рынка в России
 Николай Баранов, 23.04.2012 17:52:52

Назад в раздел

Самые интересные новости:

загрузка...